Елена Нестерова
Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Играем в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОРЫ ПРОЕКТА: Нестерова Е. В., Фокина Н. А.
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческо-речевой.
СРОК ДЕЙСТВИЯ: 2018-2019 учебный год.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители, воспитатели.
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: коллективный.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5-6лет
Группа №4 «Сказка»
«Играем в сказку»
Актуальность и значимость проекта.
Публикация «Проект „Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности „Играем в сказку“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание условий, способствующих развитию творческих и речевых способностей детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Развить устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
2. Обогащать словарь детей, активизировать его.
3. Совершенствовать диалогическую речь и её грамматический строй.
4. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
5. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию.
6. Формировать умение согласованно работать с партнёрами в планировании коллективной деятельности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи и её интонационная выразительность.
2. У детей развивается диалогическая и монологическая формы речевого общения.
3. Происходит речевое раскрепощение малоактивных и стеснительных детей.
4. Развиваются умения передавать различные чувства с использованием мимики, жестов, интонаций.
5. Совершенствуются навыки общения детей в коллективе.
6. Повышается уровень общей культуры у детей.
7. Происходит раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
8. Обогащается речь детей за счет образных выражений из народных сказок, пословиц, поговорок.
.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
Создание условий.
Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. Запланировано создание руками родителей нескольких ростовых кукол и театра теней.
В литературном уголке хранится детская художественная литература, книжка-панорама по сказке «Колобок», альбом, знакомящий с видами театров и видами театральной деятельности, альбом с красочными иллюстрациями к сказкам; папка «Театрализованные игры и упражнения». В уголке изодеятельности – материалы, в том числе – бросовый и природный, для самостоятельного изготовления персонажей и декораций под руководством воспитателя.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
Воспитатель:
• Планирует познавательно – речевую и театрально – игровую деятельность детей
• Разрабатывает систему занятий, игр, упражнений.
• Отбирает методы и приемы в работе с детьми, отвечающие их возрастным особенностям.
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду, принимают участие в утренниках, посещают открытые занятия и праздники.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ:
1.Разработана подборка сказочных произведений для детей старшего дошкольного возраста.
2. Собрана картотека «Театрализованные игры и упражнения»:
-«Пальчиковая гимнастика»
-«Пальчиковые игры»
-«Артикуляционная гимнастика»
-«Скороговорки на развитие дикции»
-«Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения, фантазии»
-«Упражнения на развитие зрительного внимания»
-«Игры с предметами быта и игрушками»
-«Творческие задания на развитие пантомимики»
-«Этюды на развитие творческого воображения»
-«Этюды на общение»
-«Творческие задания на развитие воображения и речи для детей»
-«Игры на импровизацию диалогов»
-Театрализованные игры»
-«Упражнения для снятия мышечного напряжения»
3. Изготовлены альбомы: «Виды театров» и «В гостях у сказки».
4.Собраны в единую зону все атрибуты для реализации проекта.
Работа с детьми:
- Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
- Игры – драматизации.
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
- Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.
- Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
- Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).
- Игра-импровизация с любимыми куклами и игрушками детей из-за ширмы в виде бесед со зрителями и исполнения стихотворений, знакомых песен.
- Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель («Три поросёнка», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок», «Репка»).
- Инсценирование сказок о животных : "Теремок", "Кот, петух и лиса", «Три поросёнка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка» - в виде настольного театра, плоскостного театра, кукольного и пальчикового театров; «Лисичка со скалочкой» - с детьми актёрами.
Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, музыкальные произведения.
Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности; изготовление антрактно - раздвижного занавеса.
Ресурсное обеспечение ТСО: магнитофон, диск СD, флешкарта USB.
Также в целях реализации проекта разработаны мероприятия речевого развития для детей
1. Анкетирование родителей «Знаете ли Вы своего ребёнка».
2. Консультация «Недостатки речи у детей дошкольного возраста».
3. Практическое задание для родителей «Составление сказок и составление книжек – малышек».
4. Тематическая папка - передвижка «Театральная игрушка в руках ребёнка»
5. Изготовление атрибутов к сказке «Лисичка со скалочкой», «Три поросёнка», «Колобок», «Лиса и Кувшин».
6. Тематическое мероприятие - показ сказки «Теремок» детям младшей группы.
7. Фотовыставка «Театральный калейдоскоп».
Этапы реализации проекта
1 Этап: Информационно-технологический
1. Подбор материала, литературы по теме проекта.
2. Планирование работы с детьми и сотрудничество с родителями.
2 Этап: Практический
1. Проведение родительского собрания, знакомство родителей с проектом. 2. Изготовление игрушек, атрибутов, декораций к сказкам.
3. Проведение игр – драматизаций и театрализованных игр с детьми.
4. Показы театрализованных представлений.
3 Этап: Ожидаемый результат проектной деятельности:
В результате работы над проектом в нашей группе должна быть:
• создана предметно – развивающей среда, способствующая развитию интереса к театрализованной деятельности;
• повышен уровень речевой активности и речевой грамотности у детей;
• пополнена библиотека детскими литературными произведениями для театрализованных игр;
• сформировано умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер;
• развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей;
• воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
• привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях;
• обобщение результатов работы и их анализ (в форме презентации)
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007
3. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
4. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
5. Интернет ресурсы.