Чибышева Марина Владимировна
Презентация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы. Поэтому Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также речь, и, конечно творческих способностей. Богатейшее поле для развития речи детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Публикация «Презентация „Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
Слайд 2
В ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками решаются разнообразные задачи развития детей. Их Вы видите на слайде.
Задачи:
Способствовать развитию вех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Создать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими)
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (пальчиковый, кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и. т. д.)
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Слайд 3 Пальчиковый театр
Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре.
Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций и, наконец, помощь в становлении руки наших дошколят.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
3. Игру можно использовать для знакомства и
изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки.
Слайд 4 Кукольный театр
Роль кукольного театра в развитии ребё нка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.
В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.
Слайд 5 Драматизация
Ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе по развитию речи дошкольников. Одним из видов деятельности ребенка, которая позволяет в игровой форме знакомить с художественной литературой является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность это игра, а игра самый доступный и интересный вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок легче воспринимает образы, проигрывают сюжет, принимает на себя роли сказочных персонажей, действует в их образе. Игры – драматизации развивают у детей выразительность речи движений, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские качества. Повышают игровую активность детей. В играх – драматизациях участвуют все дети, даже самые застенчивые.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Важным условием руководства играми – драматизациями являются индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Главное что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для этого использую игры и упражнения на развитие вербальных (речь) и невербальных (движения) средств выразительности.
Вербальные средства выразительности речи:
• Интонационная (повествовательная, восклицательная, вопросительная);
• синтаксическая (логические ударения, паузы, тембр и мелодика, темп речи, сила голоса);
• лексическая выразительность речи (эпитеты, сравнения, антонимы, синонимы, части речи, образные выражения);
• совершенствование звуковой культуры речи, дикции (скороговорки, чистоговорки, стихи).
Невербальные средства выразительности: развитие выразительности мимики, жестов, игры па пластику, театральные этюды, пантомимы.
Работая с детьми над инсценировками, я не преследую цель обучить их актерскому мастерству, а стремлюсь создать ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Результатом совместной работы с детьми становятся постановки спектаклей по художественным произведениям, драматизации сказок. Участники кружка показывают их родителям, младшим детям.
Поэтому я направляю внимание на осознание необходимости повышения их роли в развитии речи детей через чтение художественной литературы и домашнего театра. Провожу с родителями консультации, привлекаю к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, предлагаю принять участие в утренниках, спектаклях в качестве участника или зрителя. Родители с большим удовольствием откликаются на просьбы, все это сближает воспитателя с детьми и родителями.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Дети меньше допускают грамматических ошибок, пользуются различными типами предложений, выразительно читают стихи.
Слайд 6 Уголки театрализованной деятельности
Одним из условий успешной работы по данному направлению является создание предметно развивающей среды. Для игр – инсценировок, драматизаций есть разные костюмы, атрибуты, шапочки разных персонажей. Для создания сказочной обстановки изготовлены декорации деревьев, домов, лесной поляны, в соответствии с сюжетом сказок.
Слайд 7
Одним из наиболее интересных и удобных атрибутов в любом виде театральной деятельности является мобильная ширма. Она позволяет не только быстро поменять декорации, но и проявить детям творчество в оформлении к спектаклю.
Слайд 8
Урок актерского мастерства (театральный кружок)
Чтобы дети наиболее точно прочувствовали тот или иной образ, его настроение, мы проводим уроки актерского мастерства. Они проходят в виде игровой деятельности. Дети сначала выбирают настроение, в котором будет находится его ролевой образ, затем отражают через художественную деятельность (рисуем смайлики с нужным настроением). Ребенок, который сам выбрал то выражение и настроение, с которым будет «его герой», чувствует себя на выступлении намного свободней и увереннее. Будет поддерживать свою роль мимикой и жестами. Очень весело также, проходят и музыкально дидактические игры с использованием «смайликов настроений»
И в заключении хочется вспомнить замечательные слова
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется играя.
А в игре он познает мир.
С. И. Мерзлякова