Еленочка Ивченко
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций»
▼ Скачать
Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.
Актуальность работы заключается в следующем:
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
– в процессе обновления содержания дошкольного образования значительно возрастает роль нравственно-эстетического аспекта как первоначальной ступени духовного развития ребенка, именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные и эстетические основы формирования личности, первые представления о добре и зле, о прекрасном в процессе ознакомления с искусством, развиваются способности и задатки. Учитывая все это, необходимо создавать условия для формирования у детей представлений о культуре своей Родины и, особенно о месте своего рождения, культуре родного края.
– Я определила цели своей работы:
– формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
– формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
– развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
– развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
– Передо мною были поставлены следующие задачи:
– расширять представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительном искусстве;
– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве;
– формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
– развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– совершенствовать технические умения и навыки;
– воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Работу проводила поэтапно:
-на первом этапе-репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам в работе с тканью, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
-на втором-конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
-предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые.
Диагностика творческих способностей детей в начале года показала:
-высокий-21%
-средний-42%
-низкий-37%
Как утверждают многие педагоги-все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.
Созданию уголка эстетического восприятия.
Созданию художественного фонда:
-музей ситцевых кукол;
-коллекция ситца (от прошлого века до современного);
-коллекция ситцевой одежды;
-коллекция изделий из ситца;
-книги и публикации из газет.
Были изготовлены следующие альбомы:
– «Шуйские ситцы»;
– «Ткацкое производство» (фотоальбом);
– «Ситцевая сказка».
Подготовила для детей следующие игры:
– «От хлопка к ткани»;
– «Найди и назови»;
– «Одень куклу»;
– «Ателье»;
– «Лоскуточки»;
– книга «Сказка о хлопке».
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельность. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности в работе с тканью, такие как знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник в работе с тканью.
С помощью нетрадиционных техник в работе с тканью возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
Нетрадиционные техники в работе с тканью демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы в работе с тканью очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Деятельность с детьми-это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Пальчиковая живопись.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование ладошкой.
Рисование-это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
Прижми и отпечатай.
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
Кляксография.
Рисование для ребенка не только забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Набрызг.
Радость творчества знакома каждому малышу.
Трафарет.
Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.
Рисование по мокрому.
Но, творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Мозаика из ткани.
Развитие творческой фантазии.
Аппликация.
Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждение фантазии, развитие творческих способностей, чувства формы, цветоощущение.
Плетение.
Развитие творческого воображения.
Конструирование.
А. С. Макаренко подчеркивал,что игры с игрушками — материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Коллаж.
Развитие воображения, координации движений рук, мелкой моторики, цветовосприятия.
Задача взрослого — разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены следующие выставки коллективных работ для родителей:
«Моя любимая мамочка»
«Красавица осень»
«Зимушка-зима»
«Необъятный космос»
«Мисс весна»
«Голуби мира»
«Ситцевая радуга»
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями, которые вместе с детьми изготавливали ситцевых кукол, помогали в создании коллекции ситца, участвовали в различных конкурсах, изготавливали костюмы из ситца, помогали в сборе книг, вырезок из газет и подборе фотоматериалов по ознакомлению детей с текстильной промышленностью.
Для родителей подготовила несколько консультаций, которые были выставлены на стенде по ознакомлению детей с родным городом:
«Аппликация. Хорошо это или плохо»
«Поделки из ткани»
«Играем в куклы»
«Спасительная красота»
«Игрушка из ткани своими руками»
«Пальчиковый театр своими руками»
Также были составлены конспекты по развитию творческих способностей у детей по работе с тканью.
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».
Диагностика на контрольном этапе показала:
высокий-32%
средний-48%
низкий-20%
Перспектива:
1. Продолжить работу по ознакомлению детей с народными традициями через работу с тканью.
2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.
3. Продолжить работу по изучению текстильной промышленности в городе Шуя.
«Детство-важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».