Наталья Плешко
Проект «Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад комбинированного вида №116 "Лучик" Проект на тему :"Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок". Составитель: Плешко Н. Г. г. Курган, 2015 г.
Тип проекта : художественно- эстетический
По содержанию: ребёнок и взрослые
По характеру контактов: внутри группы
Публикация «Проект „Развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный (6 недель)
Актуальность проекта :
В последние годы, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, возрастает интерес к русской народной сказке.
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присущая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Постановка проблемы:
Дети знают мало русских народных сказок.
Цели:
- развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей младшей группы через призму знакомства с русскими народными сказками
- формировать интерес к устному народному творчеству, помочь детям войти в мир сказок с использованием различных методов и приемов
Задачи:
• закрепить знание содержания сказок;
• сформировать желание быть похожими на положительных героев
• воспитывать интерес к сказкам;
• прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;
• побуждать детей разыгрывать небольшие сказочные произведения, развивать интонационную выразительность речи, умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
Предполагаемые результаты:
• ребенок начнет проявлять устойчивый интерес к сказкам, адекватно понимать содержание сказочных образов, обосновывать их смысл и выражать свои переживания;
• у ребенка сформируются представления о русских народных сказках как о народной культуре с ее традициями и обычаями;
• дети научатся пересказывать и разыгрывать небольшие сказочные произведения, передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев;
Этапы работы над проектом
1. этап: Ориентировочный:
- аналитический обзор литературы по проблеме развития коммуникативных способностей дошкольников на основе культурных традиций русских народных сказок;
- анализ предметно-развивающей среды в группе;
- выявление понимания и оценки детьми образов народных сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театральной и игровой деятельности.
2. этап: Моделирующий:
- создание творческой группы родителей и планирование ее работы;
- ознакомление с проектной идеей родителей и их детей;
3. этап: Основной :
- знакомство родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению детей с национальной культурой посредством ознакомления детей с русскими народными сказками;
- обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к русским народным сказкам);
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс младшей группы № 5
Новизна авторского подхода заключена в:
Интеграция русской народной сказки в образовательные области в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Концептуализация проекта :
Оригинальностью нашего проекта является внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
Создание сказочно-игрового пространства («Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: мини- музей сказочных предметов «Сказочный сундучок», мини-библиотека «Русские народные сказки», театр в детском саду, совместное творчество детей и их родителей на тему: «Мир сказок глазами детей»).
«Сказочный мир» является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев русских народных сказок и воплощение их идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).
План действия по реализации проекта :
1. Работа с родителями:
• Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к русской народной сказке».
• Создали мастерскую сказок «Творческие ладошки» для встречи детско-родительского клуба с целью изготовления атрибутов к театральной деятельности детей;
Ресурсное обеспечение:
Во время внедрения проекта, для организации творческой деятельности детей было создано сказочно – игровое пространство «Сказочный мир», включающий в себя несколько универсальный центров в групповом помещении:
1. Мини-музей сказочных предметов : "Сказочный сундучок"
- сказочные экспонаты по мотивам русских народных сказок :
«Курочка – Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка»
- сказочные предметы : золотое яйцо, репка, колобок и т. д.
2. Мини – библиотека:
- русские народные сказки по программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой для 2-ой младшей группы;
3. Театр в детском саду
- пальчиковый театр;
- кукольный театр;
- настольный театр;
4. Совместное творчество детей и их родителей на тему: «Мир сказок глазами детей».
2. Формы работы с детьми:
Для достижения цели проекта, мы запланировали и провели 12 тематических мероприятий с детьми.
1. Беседа на тему:
«Любите ли вы ребята сказки?»
вовремя беседы мы формировали у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству, развивали умение вести диалог, слушать своего собеседника, делиться впечатлениями.
2. ВЕЧЕР СКАЗОК :
Чтение русских народных сказок :
«Заюшкина избушка»,
«Теремок»
«Волк и козлята»
«Три медведя»
приобщали детей к художественной литературе, формировали первичные ценностные представления о добре и зле, воспитывали чувства сопереживания героям сказок.
3. Пальчиковый театр «Рукавичка»
развивали умение детей выполнять движения с сопровождением стихотворного текста, побуждали к участию в театральной деятельности
4. Словесные игры:
«Угадай чего не стало?»
«Да-нет-ка», «Узнай и назови», Узнай по описанию», «Подскажи словечко», Скажи ласково», «Один, много», Отгадай и назови», «Кто как кричит?», «Чьи это слова?», «Отгадай сказку».
проигрывая игры мы развивали речевую активность детей, слуховой анализатор, внимание, память, обогащали словарный запас слов
5. Игра- драматизация по сказке «Теремок».
учили детей имитировать движения животных, развивали интонационную выразительность речи, побуждали к участию в театральной деятельности
6. Кукольный театр «Курочка Ряба»
старались вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности, развивали умение выполнять движения с сопровождением стихотворного текста
7. Сотворчество взрослых и детей: на данном мероприятии родители, участники детско-родительского клуба: «Творческие ладошки» изготавливали поделки для мини- музея «Бабушкин сундучок»
8. Пальчиковый театр «В гостях у сказки Репка».
формировали умение выполнять движения пальчиками с сопровождением стихотворного текста
9. Сотворчество взрослых и детей: Родители и дети, участники детско-родительского клуба: «Творческие ладошки» создавали рисунки для центра «Мир сказок глазами детей»
10. Настольный театр сказка «Колобок»
формировали умения детей осуществлять самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившийся сказки в настольную игру
11. Пальчиковый театр «Теремок»
развивали интерес детей к народному творчеству и театральному искусству, формировали умение выполнять движения пальчиками с сопровождением стихотворного текста
12. Как подведение итога и выявления результативности проекта было проведено Познавательное (итоговое) занятие «Путешествие по русским народным сказкам»
Целью занятия было: уточнить и закрепить знание содержания сказок, выявить умение разыгрывать небольшие сказочные произведения, передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев; умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
На итоговом занятии присутствовала куратор нашей группы Людмила Геннадьевна, обсудив занятие, проанализировав этапы работы проекта мы сделали следующие выводы:
• Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной, повысился интерес к русской народной сказке, обогатился словарный запас. Дети знают сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в непосредственной образовательной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Ребята стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.