Остащенко Олеся
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Проект
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.
Публикация «Проект „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Игра – это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин).
«Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. .Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его задерживает.
Поэтому очень важно на сегодняшний день — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. ФГОС ДО определил содержание речевого развития и образования дошкольников. Одной из задач развития речи является : развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи. Участвуя в театрализованной деятельности, дети разучивают роли, отрабатывают интонационную выразительность речи. Пережитое в театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о спектакле сверстникам и родителям. Всё это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической речи. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить
Необходимо начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Отсюда тема проекта : «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Цель проекта :
Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи проекта :
продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
• развивать навыки активной, разговорной, образной речи;.
• продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
• пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов и пословиц;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;
• создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,родители.
Тип проекта : Долгосрочный. Сентябрь 2020- май 2021года.
Основные направления работы с детьми:
-Театрализованные игры
-Игры на развитие интонационной выразительности
-Этюды
-Дыхательная гимнастика
-Артикуляционная гимнастика
-Чтение детской художественной литературы
-Игры-драматизации
-Спектакли-миниатюры
-Театрализованные представления
Формы организации театрализованной деятельности :
Совместная деятельность взрослых и детей.
Мини-игры на других занятиях.
Театрализованные спектакли.
Самостоятельная театрализованно-художественная деятельность.
Театрализованная игра на праздниках.
Игры-драматизации
Этапы выполнения проекта
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по теме
Проведение диагностики воспитанников по теме проекта
Информирование участников о цели проекта
Подбор детской художественной литературы
Основной этап
Игры на развитие интонационной выразительности речи/передача настроений, динамики, темпа/
Пластические и музыкально игровые этюды, направленные на передачу различных образов.
Дыхательная гимнастика
Чтение и обыгрывание сказок
Консультации для родителей.
Подвижные игры с элементами драматизации.
Итоговый этап:
Игры- драматизации
Фото альбом «Маленькие артисты»
Этапы реализации проекта
Вид деятельности Ответственные Место проведения Сроки
Изучение литературы по теме.
воспитатель
группа
сентябрь
1 этап. Основной.
Проведение родительского собрания, информирование о проекте. (Приложение № 2)
Воспитатели,, родители
Группа
октябрь
Подготовка дидактического материала (игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы). (Приложение № 3) Воспитатели, родители. Ноябрь
Подбор различных дидактических игр, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказка-терапия.
Воспитатели, родители ноябрь
Беседа с детьми «Что такое театр?»
(Приложение №4) Воспитатели, дети Группа сентябрь
Беседа – диалог «Театральные профессии»
(Приложение №5) Воспитатели, дети Группа октябрь
«Книжки-малышки»
(Приложение №6) Воспитатели,
дети Группа октябрь
Игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата. (Приложение № 8) Воспитатели,
дети Группа декабрь
Консультация для родителей
«Посещение театра с детьми и обсуждение увиденного»
(Приложение №11) Воспитатели, родители Группа
Работа над альбомом «Всё о театре» (Приложение №12) Воспитатели, родители Группа Декабрь
Ознакомление со сценарием сказки «Репка»
Пальчиковый театр Родители, дети Группа В течение года
Распределение ролей Воспитатели, дети Группа Февраль
Репетиция, генеральная репетиция Воспитатели, дети Группа Апрель
Премьера: сказки «Репка»
(Приложение №13) Воспитатели, дети Муз. зал 1-я неделя мая
3 этап. Заключительный
. Родительское собрание. Обобщение опыта. (Приложение № 14) Воспитатели. Группа Апрель,
май
Фото альбом «Маленькие артисты»
Воспитатели, дети Группа май
Ожидаемый результат:
1. разработана система развития речи детей через игру-театрализацию;
2. создана развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта;
3. Повышение активности родителей в жизни группы.
Оценка эффективности проекта :
-положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
-повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;
-обогатился игровой опыт детей;
-повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в жизни детей в группе (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, изготовление пальчиковых театров, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей); улучшилось качество воспитательного-образовательного процесса.
Результаты работы:
Владение речью как средством общения и культуры.
Обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие речевого творчества.
Знакомство с книжной культурой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Развитие звуковой интонационной культуры речи.
Список использованной литературы:
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование : Сб. научных трудов.
Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.
Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
Программа «Театр - творчество - дети : играем в кукольный театр» / Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 144
Дмитриева, В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В. Г. Дмитриева. - М. : АСТ, 2012. - 256 c.
Жукова, Н. С. Развитие речи : в зоопарке / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2015. - 240 c.
Жукова, Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2016. - 320 c.
Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия»
Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012-320с.