Юлия Кичук
Проект «Радостный ветерок» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Радостный ветерок»
Тип проекта : практический, игровой.
Провалила воспитатель: Кичук Ю.
Проблема: несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у детей с речевыми нарушениями.
Образовательная область: речевое развитие.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки проведения: 19.07.2021 – 30.07.2021
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Темочки:
Актуальность.
В настоящее время неуклонно растет количество детей с речевыми нарушениями. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Произношение звуков тесно взаимосвязано с речевым дыханием, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Если ребенок плохо говорит, искажает, смешивает или заменяет звуки при произношении, прежде всего, нужно проводить работу по формированию правильной направленной и достаточной воздушной струи, то есть с развития дыхания.
Цель проекта : Формировать у детей умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания.
Задачи:
1. Формировать навыки правильного речевого дыхания.
2. Развивать плавный речевой выдох.
3. Нормализировать просодические компоненты речи.
4. Формировать силу, плавность и целенаправленность воздушной струи.
5. Разработать комплекс занятий и упражнений на дыхание.
6. Подобрать необходимый практический материал для зоны дыхания в логопедическом кабинете.
7. Оформить картотеку игр и упражнений.
8. Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросах развития речевого дыхания, познакомить их с разнообразием дыхательных упражнений.
Планируемые результаты:
1. Сформированность правильного речевого дыхания у детей и развитие достаточной воздушной струи.
2. После освоения правильного речевого дыхания, глубокого вдоха и плавного выдоха речь станет более чёткой, разборчивой.
Практический результат проекта : практическое применение пособий в течение учебного года на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подбор дыхательных упражнений, игр.
- Изготовление игровых пособий для дыхательных упражнений, игр.
- Составление перспективного плана работы (Приложение 1)
- Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания.
- Разработка рекомендаций по проведению дыхательных упражнений.
2. Основной этап:
Работа с детьми:
-Улучшить функции внешнего дыхания (вдыхаем через нос, не поднимаем плечи при вдохе, в дыхании участвует живот);
- Выработка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха;
- Дифференциация ротового и носового выдоха;
- Развитие фонационного (озвученного выдоха);
- Развитие речевого дыхания (произношение на выдохе слогов, слов, фраз);
- Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Дыхательная гимнастика после сна».
- Папка-передвижка «Игры, развивающие речевое дыхание».
- Памятка «Дыхательная гимнастика».
- Индивидуальные консультации с родителями.
3. Заключительный этап:
- Картотека упражнений и дидактических игр на формирование речевого дыхания.
Условия для проведения дыхательных упражнений:
1. Не повторять упражнение много раз, так как это может вызвать головокружение;
2. Не выполнять упражнения в пыльном и непроветренном помещении;
3. Не добиваться полного выдоха;
4. Следить, чтобы не надувались щеки;
5. Выполнять упражнения через 1,5-2 часа после еды;
6. Одежда ребенка не должна быть тесной;
7. Не заниматься упражнениями при присутствии заболеваний органов дыхания;
8. Следить, чтобы во время выполнения упражнений мышцы шеи, рук и груди не напрягались, при вдохе не поднимались плечи, а при выдохе – не опускались;
9. Дидактический и наглядный материал должен быть расположен на уровне рта, должен быть легким и безопасным.
Вывод:
Таким образом, одним из необходимых и значимых условий постановки звуков является выработка воздушной струи. Работу по формированию воздушной струи необходимо начинать на начальном этапе формирования правильного звукопроизношения, вместе с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Целенаправленная, регулярно осуществляемая работа учителя-логопеда с воспитателями и родителями по развитию речевого дыхания у детей позволит добиться положительных результатов.
Приложение 1
Перспективный план работы по дыхательной гимнастике
Понедельник 19.07
«Грибок»
И. п. : глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).
«Погончики»
И. п. : встать прямо, сжатые кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжать. Плечи в момент вдоха напрячь, руки вытянуть в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопырить. На выдохе вернуться в и. п. : кисти рук снова на пояс, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
Вторник 20.07
«Кошка»
Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу», «кошка ищет мышку») и т. д.
«Луговые цветы»
В ходьбе по площадке (руки на пояс) выполнять повороты головы в правую (левую) сторону, одновременно выполняя два вдоха через нос. Выдох происходит между циклами поворота головы в ту или другую сторону
Среда 21.07
«Одуванчик»
И. п. : сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях и приподняты вверх. Выполнять пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются» («мизинчик с мизинчиком.», затем произнести: «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее» — и, набрав носом воздух, подуть на кисти рук («одуванчик»). «Обними плечи». И. п. : руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.
Четверг 22.07
«Лыжник»
И. п. : стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни, правая рука впереди (кисть сжимает «лыжную палку», девая рука далеко сзади, кисть раскрыта. Вдохнул», плавно присесть», правую руку вниз, назад к бедру, мощный выдох, левая рука выносится вперед (вдох).
«Ушки»
И. п. : смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается.
Пятница 23.07
«Воздушные шары»
Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о» или «ш-шш» («шарик спустился»).
«Тигр на охоте»
Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).
Понедельник 26.07
«Малый маятник»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спину, Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться — вдох. «Аист». На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш».
Вторник 27.07
«Лыжник».
И. п. : стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни, правая рука впереди (кисть сжимает «лыжную палку», девая рука далеко сзади, кисть раскрыта. Вдохнул», плавно присесть», правую руку вниз, назад к бедру, мощный выдох, левая рука выносится вперед (вдох).
«Кошка»
Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу», «кошка ищет мышку») и т. д.
«Петушок»
На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад. На выдохе хлопать себя по бедрам («ку-ка-ре-ку»).
Среда 28.07
«Повороты головы»
И. п. : Повернул, голову вправо и сделать короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко понюхать воздух слева. Справа — вдох, слева (вдох). Выдох уходит в промежутке между вдохами. Шею не напрягать, туловище и плечи не двигаются и не поворачиваются вслед за головой.
«Журавль»
И. п. : Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой. «Вырасту большой». И. п. : ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х».
Четверг 29.07
«Гуси-лебеди летят»
Ходьба, имитируя полет. На вдохе руки («крылья») поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у».
«Дышим животом»
Руки на животе — вдох и выдох носом. Руки за спину — вдох и выдох носом.
Пятница 30.07
«Погончики»
И. п. : встать прямо, сжатые кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжать. Плечи в момент вдоха напрячь, руки вытянуть в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопырить. На выдохе вернуться в и. п. : кисти рук снова на пояс, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
«Малый маятник».
И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спину, Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться — вдох.
«Насос».
Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с».