Цвет Лариса
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Коллекционирование пуговиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно – исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Коллекционирование пуговиц»
Проект по познавательно – исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Коллекционирование пуговиц»
2019 год
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Коллекционирование пуговиц“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коллекционирование
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
«Даже самое странное собирательство не является
пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость,
которая позволяет видеть то, чего не видят другие»
Л. А. Жаданов.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.
С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.
Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П. Ф., Постниковой П. К., Сорокиной А. И., Щукиной Г. И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются : внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
Тип проекта : исследовательско – творческий.
Цель проекта : формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира.
Задачи проекта :
• развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
• организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
• развитие мыслительной активности и творческих способностей;
• совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
• развитие коммуникативных навыков;
• обогащение сенсорного опыта детей;
• развитие лексико-грамматического строя речи;
• развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• воспитание нравственно - волевых качеств;
• применение полученных знаний в жизнь.
Участники проекта : воспитатели группы «Непоседы», дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
• заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;
• повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
• создание коллекции пуговиц в группе.
Срок реализации: краткосрочный.
Этапы создания коллекции пуговиц :
Погружение в идею коллекционирования пуговиц детей.
Организация и осуществление детской деятельности.
Презентация результатов детской деятельности в формате выставки в группе, создание коллекции пуговиц.
Использование коллекции пуговиц в дальнейшей детской деятельности.
Этапы реализации проекта :
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный.
Подготовительный этап.
Формы работы с детьми:
• определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях «коллекционирование», «коллекция», «коллекционер»;
• обсуждение темы проекта;
• определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;
• разработка маршрута проекта;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
Формы работы с родителями:
• проведение консультации «Коллекция пуговиц – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста».
• обсуждение темы, цели и задач проекта;
• подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
• подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
• определение стратегий и механизмов реализации проекта;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• разработка маршрута проекта;
• обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• обсуждение продуктов реализации проекта.
Основной этап.
Формы работы с детьми:
Создания коллекции пуговиц предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности :
Что означает слово "пуговица?
Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?
Какими были первые пуговицы?
Каких видов бывают пуговицы?
Из каких материалов делают пуговицы?
Какие есть способы пришивания пуговиц?
Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?
Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации: из научно-познавательной литературы, интернет-ресурсы, беседы со взрослыми, а также возможные продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.
Коллекционирование строится на основе интеграции разных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО:
- игровая;
- коммуникативная;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- музыкальная;
- двигательная;
- изобразительная деятельность
- конструирование;
- познавательно-исследовательская;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Игровая деятельность
В играх «Составь картинку», «На что похожа пуговица?», «Подбери правильно», «Сосчитай-ка», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Подбери по цвету», «Шнуровки» - формировали представление о многообразии видов пуговиц.
В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Ателье» дети закрепляли знания о назначении пуговиц.
В игре «Магазин», «Шашки – пуговицы» дети использовали пуговицы как предметы – заместители.
Коммуникативная деятельность
Составляли описательные рассказы о пуговицах, придумывали сказки и истории, в речевых упражнениях «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи» закрепляли родо-видовые отношения и представления о пуговицах.
Изобразительная деятельность с использованием пуговиц :
Рисование: «Пуговичное ожерелье».
Аппликация: «Кошка», «Пуговичное дерево», «Времена года», «Рыбка», «Слоник с шарами», «Зимнее дерево».
Конструирование:
«Браслет», «Пуговичное дерево».
Восприятие художественной литературы и фольклора
С помощью знакомства с приметами, пословицами, поговорками о пуговицах, чтение сказок А. Прасикова «Сказка про пуговицу», А. Гайдукова «Сказка о Пуговице», Г. Шалаева «Потерянная пуговица», Л. Овалов «Медная пуговица», А. Лобел «Пуговица», В. Бук «Железная пуговица» дети расширяли представления о разнообразии пуговиц и их назначении.
Познавательно - исследовательская деятельность.
Посещение интернет-музея пуговицы. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.
Загадки о пуговице (см. приложение 1).
Стихи о пуговице (см. приложение 2).
Пословицы и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).
Приметы о пуговицах (см. приложение 4).
Рассматривали разные пуговицы под лупой, знакомились с качествами и свойствами материалов, из которых они сделаны, закрепляли умение сортировать пуговицы, основываясь на определенных признаках (материал, величина, форма, цвет, назначение, оформление).
Элементарный бытовой труд – дети пришивали пуговицы, изготавливали закладки.
Реализация проекта проходила при тесном взаимодействии с родителями:
Беседы о значении коллекционирования в дошкольном возрасте.
Привлечение родителей к пополнению групповой коллекции новыми экспонатами.
Консультация для родителей «Развивающие игры с пуговицами»
Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, их классификацию, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц и их значении.
Презентация результатов детской деятельности.
На этом этапе на основе, полученной в ходе исследования информации в группе была оформлена коллекция пуговиц, в которой мы собрали образцы пуговиц, сгруппированные по функциям, виду и материалу.
Также на основе, полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини-музей и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам : "Детские пуговицы", "Металлические и форменные пуговицы", "Пуговицы для верхней одежды", "Пуговицы-украшения".
Заключительный этап. На заключительном этапе состоялась презентация проекта : каждый ребенок демонстрировал результаты своих исследований по определенной теме. Была организована выставка детского творчества. Публичное представление коллекции пуговиц - презентация детьми в группе способствовало развитию умений детей самостоятельно, логично, последовательно и эмоционально передавать свое отношение к выполненной работе, произвольно использовать языковые средства во время рассказывания о предметах коллекции.
Создание коллекции позволило представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные дошкольниками в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр.
Заключительный этап.
Формы работы с детьми, родителями:
Представление коллекции пуговиц (см. приложение 5).
Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц (см. приложение 6).
Итоговое мероприятие проекта «Праздник Пуговицы». Проходил в форме эстафет, игр и забав с пуговицами. Дети с восторгом катали пуговицы «Кто дальше», научились крутить пуговицы, находить их с закрытыми глазами среди похожих по форме предметов.
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Проект оказался интересным для всех его участников. История пуговицы настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования - филобутонистика (от англ. button - пуговица). Главное, чему научил проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
Приложение 1
Загадки о пуговице
1. Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?
2. Мышка из норки выглядывает.
3. Маленький, горбатенький в переулке завяз.
4. Я весёлая такая,
Деловая, озорная,
Вместо глазок дырочки
Пришей, без растопырочек!
Приложение 2
Стихи о пуговице
К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
В. Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»
Приложение 3
Пословицы и поговорки о пуговицах
1. Умная умница — что светлая пуговица.
2. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
3. На чужой рот пуговицу не нашить.
4. С солдата пуговку не сорвёшь.
5. Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
6. Застёгнут на все пуговицы.
7. Прост, как пуговица.
8. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица (таджикская пословица).
Приложение 4
Приметы о пуговицах
1. Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.
2. Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.
3. Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той, надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.
4. Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.
5. Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».
6. Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте.