Любовь Гулевич
Краткосрочный проект в старшей группе «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в старшей группе «Цветочек»
«Птицы – наши друзья»
Вид проекта :
• по направленности: информационно-познавательный, творческий.
• по количеству участников: групповой.
• по продолжительности: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта :
• дети старшей группы 5-6 лет;
• воспитатели;
• родители.
Сроки реализации:
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
18.03.2023 - 01.04.2023 г.
Актуальность проекта :
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, можно и нужно начиная с самого раннего возраста. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Ожидаемые результаты:
• систематизация знаний детей о птицах;
• формирование осознанного действенного отношения к птицам;
• желание заботиться о пернатых;
• понимание их значимости в жизни людей;
• родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Успех реализации задач дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
организация НОД, наблюдения, беседы, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, прогулки, подвижные игры, чтение художественной литературы.
Совместная деятельность детей и родителей:
беседы по данной теме, совместные прогулки на природу, изготовление скворечников, кормушек.
Этапы работы:
1-й этап - информационно-аналитический
• Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по теме.
• Определение проблемы.
• Выбор цели проекта.
• Составление плана работы.
• Введение детей в проблемную игровую ситуацию.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2-й этап - внедренческий (сбор и анализ информации)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
План действий:
Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. В течение всего дня с детьми проводится ежедневная работа в ходе всех режимных моментов.
Беседы:
«Почему птицы не мерзнут?», «Как узнать птиц?», «Перелетные и зимующие птицы»
«Как правильно кормить птиц», «Какие бывают кормушки», «Как вести себя в лесу»
Цель: формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.
Проведение наблюдений: слайд №2
«Наблюдение за синицей», «Наблюдение за вороной», «Наблюдение за голубем», «Наблюдение за воробьём» Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлений; учить узнавать птиц, называть их части тела; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
Труд в природе: подкормка птиц.
Подвижные игры: Слайд №3
«Жаворонок», «Птички в гнёздах»
Цель: упражнять в беге, умении быстро находить свой домик.
«Птичка и кошка», «Гуси-гуси»
Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Дидактические игры: слайд №4
"Раздели птиц на перелётных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
"Хорошо - плохо", "Докажи, что это птица", "Кто чей? ", «Кто улетел?»
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
Речевые игры:
«Улетает — не улетает», «Узнай птицу по описанию», «Чего не хватает?», «Сравни птиц», «Что могут делать птицы», «У кого кто»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
«Кто как голос падает?»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;
В обучении связной речи продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов, развивать навыки составления рассказа по опорным схемам, разучивание стихотворения по мнемотаблице. Слайд №5,6
Отгадывание загадок о птицах.
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест?», «Домино», «Пазлы».
Игры с конструктором: «Домик для птички», «Кормушка». Слайд №
Цель: развивать творческое воображение, навыки конструирования, вызвать желание фантазировать.
Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика с использованием шарика Су-джок.
«Перелетные птицы», «Скворечник», «Птенчики в гнезде», «10 птичек стайка» слайд №7
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, память, внимание.
Игры на развитие дыхания: «Перенеси птенцов в гнездо», «Кто дальше полетит».
Слайд №7
Чтение художественной литературы:
Заучивание стихотворений : А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко». Чтение М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Сова», потешки «Гуси, вы гуси»
Цель: прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;
Художественно-эстетической развитие.
1. Оригами «Грачи прилетели» слайд 8№
Цель: учить складывать из квадрата бумаги птицу способом оригами. Воспитывать познавательный интерес к птицам. Развивать мелкую моторику.
2. Аппликация «Скворечник для скворца» слайд № 9 Цель: учить изображать в аппликации предмет, состоящий из нескольких частей. Учить вырезать квадрат, круг, треугольник.
3. Лепка «Птицы прилетели на кормушку» Цель: передавать в лепке характерные признаки птиц, соотношение частей по величине и форме, использовать знакомые приемы лепки.
Самостоятельная деятельность детей: книжки-раскраски «Птицы», шаблоны «Птицы», рассматривание иллюстраций в книгах.
Работа с родителями:
1. Консультация «Перелётные и зимующие птицы», «Речевые игры по теме «Птицы».
2. Изготовить дома вместе с ребёнком скворечник или кормушку. Слайд №13,14,15
3-й этап: обобщающий
С детьми проведена игра – викторина «Знатоки птиц».
Смонтировали видеоролик о проделанной работе для повышения уровня информированности родителей о деятельности ДОУ. С целью заинтересованности родителей экологическим воспитанием детей.
Выводы:
• У детей проявился интерес к объектам живой природы (зимующим, перелётным птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу).
• Дети много узнали интересного из жизни птиц.
• Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить.
• К проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. Было изготовлено 9 скворечников и 4 кормушки.
Используемая литература:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. В. В. Гербова Учусь говорить. – Москва: «Просвещение» 1999.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
4. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Т. И. Гризик Познаю мир. - Просвещение: Москва 2000.
6. Т. Н. Доронова Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - Просвещение: Москва 2000.
7. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
8. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
9. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
10. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.