Марина Андреева
Экологический познавательно-исследовательский проект «Птицы — наши друзья»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Авторы: воспитатель - Андреева Марина Александровна.
Участники проекта: дети младшей группы от 3-4 лет, дети средней группы от 4-5 лет, педагоги, родители воспитанников.
Название: «Птицы - наши друзья».
Тип проекта: познавательно-исследовательский проект.
По содержанию: межпредметный.
Предмет: стимулирование познавательного интереса к миру птиц
Публикация «Экологический познавательно-исследовательский проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: комплексная (познавательная, исследовательская, коммуникативная, игровая, взаимодействие с родителями).
По характеру контактов: осуществлялся внутри двух возрастных групп, в контакте с семьёй, внутри ДОУ.
Продолжительность: долгосрочный c 1.11.2022 г. по 15.04.2023г.
Проблема: в наше время значительно возрастают проблемы экологического воспитания дошкольников. Эти проблемы вызваны тем, что дети, увлеченные разнообразными играми, все реже обращают внимание на окружающий природный мир, а родители не стремятся использовать природу – как источник познания.
У детей присутствует недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения к природе, что связано с небольшим опытом общения с предметно-природной средой и нехваткой знаний экологической культуры.
Если мы научим детей с самого раннего возраста наблюдать, ценить, беречь все живое вокруг нас, если мы будем личным примером демонстрировать заботу о природе, то можно надеяться, что будущее поколение будет более любознательным, осознанным, бережливым.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Тема проекта «Птицы - наши друзья» выбрана не случайно, ведь именно метод наблюдения и исследования в экологическом воспитании детей является основным. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая за интересным животным миром на участке детского сада, дети научатся смотреть и видеть, искать, уважать, любить и ценить природные объекты. Животный мир – огромен и разнообразен, но именно птицы окружают нас круглый год. Зимующие и перелетные – они приносят людям пользу и радость, защищают наши леса, поля, сады и огороды. Как говорится в пословице «Покорми птиц зимой, они отплатят тебе летом». Как птицам не обойтись без человека, так и без птиц человеку не обойтись.
Проведенная ранее диагностика показала, что дети не знают названий птиц, прилетающих на участок детского сада, не владеют знаниями об их пользе для человека. Поэтому было решено провести данный экологический проект и познакомить «юных исследователей» с миром птиц.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Цель проекта: формировать у детей представления об особенностях жизни зимующих и перелетных птиц по средствам наблюдений и исследований на участке детского сада.
Задачи:
• Расширять представления об образе жизни птиц.
• Формировать представления о внешнем виде и частях тела птиц.
• Реализовать систему мероприятий, направленных на экологическое воспитание детей, развитие инициативности, любознательности и познавательной активности воспитанников к живой природе.
• Воспитывать в детях ответственное и бережное отношение к птицам.
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Гипотеза: проведение наблюдений, исследований и опытов способствует всестороннему развитию личности, накоплению знаний об окружающей действительности.
Ожидаемые результаты:
• Приобретение детьми знаний об образе жизни птиц в естественных природных условиях и приспособлениях к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни зимой и весной после перелета.
• Расширение знаний о строении тела птиц.
• Формирование знаний детей о пользе птиц для человека.
• Увеличение интереса к исследовательской деятельности.
• Формирование у детей экологической культуры.
• Оптимизация сотрудничества с родителями.
Продукт проектной деятельности:
• Лэпбук «Птицы нашего края», в котором описывается внешний вид птиц, места обитания, рассказывается о том, чем питаются птицы.
• Макет «Следы птиц», в котором демонстрируется вид птиц и ее след.
• Фотовыставка «Птицы на участке детского сада», содержащая фотографии птиц, сделанных на участке ДОУ во время прогулок с детьми.
Подготовительный этап:
Диагностирование детей, выявление проблемы и определение темы проекта.
Постановление цели и задач.
Создание предметно-развивающей среды: книги со стихотворениями, раскраски, иллюстрации, пальчиковые, дидактические, настольно-печатные игры о птицах.
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Подготовка консультаций для родителей.
Основной этап:
[/h4]
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Познавательная деятельность:
Беседы: «Пернатые друзья», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Почему осенью улетают птицы», «Вестники весны».
Проведение НОД «Синичкин день»
Работа с календарем: установка карточек птиц, которых видели на участке ДОУ.
Рассматривание иллюстраций:
А. Саврасов «Грачи прилетели»
Плакаты «Птицы нашего края», «Следы птиц»
Художественно-эстетическая деятельность:
Проведение НОД по рисованию «Птицы на нашем участке».
Проведение НОД по коллективной аппликации «Грачи прилетели».
Рисование птиц мелками на асфальте.
Слушание: «Голоса птиц»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»,
«Строение птицы», «Угадай, что за птица», «Зимующие и перелетные»
Настольные игры по теме проекта: пазлы, разрезные картинки, лото, шнуровки.
Сюжетно-ролевые игры:
«Воробьиха»
Театральные игры: инсценировка сказки «Гуси-лебеди»
Речевое развитие и чтение художественной литературы:
7. Чтение художественной литературы:
А. Майков «Ласточка»,
Н. Сладков «Грачи прилетели»,
С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,
Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка»,
Е. Благинина «Прилетайте»,
В. Даль «Ворона»,
А. Пчельникова «Птичка»,
Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»,
С. Я. Маршак «Где обедал воробей?»
В. Берестов «О чем поют воробышки?»
Заучивание стихотворения А. Барто «Птичка».
Загадывание загадок о птицах.
Беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Продуктивная деятельность:
Раскрашивание силуэтов птиц
Конструирование:
Кормушка для птиц
Физическое развитие:
Физкультминутки: «Птичка невеличка», «Скачет шустрая синица», «Воробьи-воробышки», «Птички прыгают, летают», «Перелетные птицы».
Пальчиковые игры: «Птицы-мастерицы», «Птичка», «Птички летели», «Будем птичек мы считать».
Дыхательная гимнастика: «Ворона», «Птичка и шарик».
Подвижные игры: «Перелетные птицы», «Птички в гнездышках» «Птички и птенчики» «Воробушки и кот», «Гуси-гуси», «Жаворонок».
Игры малой подвижности: «Найди синичку», «Летает – не летает».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Опыт-исследование «Чем питаются птицы?»
Опыт-исследование «Кто где живет? Почему у птиц разные гнезда?»
Опыт-исследование «Чьи это следы?»
Опыт – исследование «Почему птицы летают»
Наблюдение на прогулке «Какие птицы прилетают на наш участок?»
Заключительный этап:
Итоговое мероприятие: развлечение «Наши друзья - птицы»
Фотовыставка «Птицы на нашем участке»
Создание ЛЭПбука «Птицы нашего края»
Оформление паспорта проекта
Подведение итогов работы над проектом
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Проект позволил детям расширить представления о мире птиц нашего края.
У детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, повысился уровень знаний об образе жизни пернатых друзей, их строении, отличительных признаках. В ходе наблюдений, серии занятий и игр у детей сформировались элементарные представления о жизни птиц весной: птицы вьют гнёзда, откладывают яйца, поют песни, и зимой: ищут пропитание, корм.
Проектная деятельность позволила развить в детях наблюдательность за природным миром, бережно относится к птицам, любить их и радоваться, что они живут рядом с нами.
Дети с удовольствием стали участвовать в познавательной деятельности, исследовательской деятельности. Любое появление птиц, во время прогулки на участке детского сада, вызывало в детях восторг. Они с интересом наблюдали за птицами, кормили их, слушали их весенние трели.
Проект позволил детям познакомится с художественными и музыкальными произведениями известных писателей, поэтов о птицах. Дети с желанием отражали полученные впечатления во всех продуктивных видах деятельности.
Родители воспитанников были вовлечены в процесс экологического воспитания. Вместе с детьми они с удовольствием кормили зимой голубей, с интересом занимались творчеством: изготавливали книжки-малышки о птицах, получили позитивные эмоции.