Ирина Новикова
Проект «Про свою семью всем ребятам расскажу»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта :
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69»
Новикова И. А.
Краткосрочный проект
«Про свою семью всем ребятам расскажу».
Тип проекта : 1. информационно-исследовательский.
Руководитель проекта : учитель-логопед Новикова И. А.
Участники проекта : дети старшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69», учитель-логопед, воспитатель группы, родители воспитанников.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69»
Публикация «Проект „Про свою семью всем ребятам расскажу“» размещена в разделах
Вид проекта : групповой, семейный.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Актуальность.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Про свою семью всем ребятам расскажу», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к родственникам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально – нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребенка.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема.
У детей не всегда четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Про свою семью всем ребятам расскажу» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Обучающая:
формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающая:
развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Ожидаемый результат.
воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
повысить педагогическую культуру родителей,
установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
С чего начался проект?
Воспитатель принесла в группу фотоальбом с фотографиями своей семьи. Дети заинтересовались, стали рассказывать о своих семьях. Так начался проект «Про свою семью всем ребятам расскажу».
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Образовательная область Формы работы с детьми
НОД:
Познавательное
развитие Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
Беседа - игра «Моя семья»
Игра-конкурс «Моя родословная»
Викторина «В какой сказке встречаются семьи».
Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»,
«На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Дидактическая игра: «Домашний труд».
Социально – коммуникативное развитие Рассказы детей о семье.
Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово»,«Хорошее».
Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».
Художественное – эстетическое развитие Художественное творчество:
Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.
НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»;
Аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Речевое развитие НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо»,
«На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Физическое развитие. Физкультминутка «Семья».
Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».
Работа с родителями
Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная». Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».
Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». Индивидуальные семейные консультации.
Работа по реализации проекта.
1 этап Подготовительный этап: (постановка проблемы) : сбор информации, педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2. Основной этап: работа с детьми: организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематики
Рассмотреть фотографии одного человека, сделанные в разные годы.
Какая фотография сделана раньше других?
Создание семейного альбома для детского сада.
Составить рассказ про себя по плану.
Рисунки с детьми:«Моя семья», «Дом в котором я живу».
Дидактическая игра: «Кто старше?»
Оформить выставку рисунков «Моя семья»
Беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья»
Занятия из цикла «Я и моя семья»
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций
Разучивание песен, стихов, на семейную тематику
Аппликация: «Моя семья
Работа с родителями: оформление информационных стендов по определенной теме, организация совместной (родители и дети) деятельности для создания выставки в группе.
Оснащение предметно-развивающей среды: оформление групп в соответствии с темой, организация совместной выставки.
Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть семейные фотоальбомы, почитать произведения по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое дерево».
В группе воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, построили модель генеалогического дерева.
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседы:
«Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Моё генеалогическое дерево»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»;
Провели викторину «В каких сказках мы встречаемся с семьёй».
Дети учились составлять рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)».
Заучили стихотворение О. Высотской «Моя семья».
Педагоги обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье.
Прошло обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».
На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игр.
Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков «Моя счастливая семья», «Моя родословная. Генеалогическое дерево».
3 Итоговый этап: проведение выставки, «Круглый стол» с родителями.
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунки «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического дерева, составленного вместе с родителями.
РЕЗУЛЬТАТ проекта
Дети узнали больше о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность способствовала укреплению семейных отношений, дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
Сформировано представление о родословной -как истории семьи.
Список использованной литературы.
Веракса Н. Е., Комарова Е. С., Васильева М. А. «Комплексные занятия» Издание 2012 год.
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Москва 2008 год.
Пилипенко Л. В. «Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ» Москва 2007 год.
Зябкина В. В., Льговская Н. И., Миклякова Н. В. «Нравствено – эстетическое воспитание в детском саду и школе» Москва 2012 год.
Данилина Т. А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» Москва 2004 год.
Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» Сфера, 2004год.
«Проектный метод в деятельности ДОУ» Москва, 2006 год.
Кравцова Е. Е. «Разбуди в ребёнке волшебника» Просвещение 1998 год.
Приложение 1
Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя семья».
Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним;
развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик.
Вопросы:
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12. Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13. Что такое семья (Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье :
Согласие да лад - в семье клад.
Семья без детей, что цветок без запаха.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!»
Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать.
Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья….
Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье, о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.
Вы знаете, что семья должна быть дружной.
Конспект
познавательно - исследовательской деятельности по теме:
«Моя родословная. Генеалогическое дерево».
Цель:
- познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
Задачи:
Развивать:
- монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
- выразительность движений в ходе физ. паузы.
Воспитывать:
- уважение к старшим членам семьи;
- умение почувствовать энергию своего рода.
- аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
- макет генеалогического древа;
- тарелочка с листочками;
- кувшин с водой для игры;
- мольберт, лист А3, маркеры;
- семейные фотографии;
- карточки с моделью «генеалогического древа»;
- одноразовые стаканчики;
- музыкальное сопровождение;
- схема рассказа о членах своей семьи;
- призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.
3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
4. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».
5. Загадки на тему «Семья».
6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом).
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей).
(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их).
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники).
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
-Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
На мольберте модель генеалогического древа.
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали как зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.
Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Составление генеалогического древа.
Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву.
Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек.
Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр.
Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.
До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.
А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Оля покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Психогимнастика
Включается музыка.
Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек (вытягивается туловище вверх).
Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент—бутоны раскрываются.
(резко разжимаются кулачки) .
Росток превращается в цветущее дерево.
Рассматривание работ.
(Дети берут свои деревья и встают в круг).
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на дереве?
Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Игра «Кувшин доброты».
Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.
Музыка останавливается.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.