Марина Кущенкова
Социальный проект «Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья»
Возрастная группа: первая младшая
Тип проекта : социальный, творческий, игровой.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе реализации педагогического проекта «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья».
Задачи проекта :
Публикация «Социальный проект „Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья“» размещена в разделах
1. Создавать условия для формирования у детей образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности;
2. Способствовать расширению представлений детей о понятиях «семья», «родные», «близкие»;
3. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
4. Способствовать развитию умения обращаться за помощью к взрослым;
5. Способствовать повышению уровня социальной культуры и компетентности семьи.
6. Способствовать привлечению родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
Проблемное поле проекта :
Семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
И семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Именно семья является хранителем традиции, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» не возможно без поддержки самой семьи. Системно - деятельностный подход позволяет создать условия, в которых дети и взрослые выступают активными участниками образовательного процесса.
Роль дошкольного учреждения – установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, выработка новых форм повседневной деятельности, пропаганда педагогических знаний, привлечение внимания взрослых к ребенку как к развивающейся личности, освещение передового опыта семейного воспитания. Мы нередко сетуем на то, что родители не уделяют своему ребенку должного внимания. Срабатывает стереотип: воспитатели считают, что родители должны помогать в осуществлении идей реализуемой программы воспитания и развития ребенка, а родители считают: мы отдаем ребенка в детский сад – вы его и воспитывайте. Дошкольное учреждение принимает это как социальный заказ, при этом испытывая трудности при взаимодействии с родителями.
Развивающая педагогика существенно изменила отношения взрослых и детей. Уровень развития ребенка становиться мерой качества работы и всей образовательной системы. Образовательная система в ДОУ будет эффективной, если к управлению образованием будут привлечены родители заинтересованные не только в качественной подготовке к школе, но и в сохранении полноценного детства.
Перед педагогическим коллективом детского сада встала задача; поиски методов и приемов организации единого образовательного пространства с непременным участием родителей, педагогов и использованием современных развивающих технологий обеспечивающих самообразование ребенка. Создание единого образовательного пространства, построенного на основе развивающей технологии проектирования, позволит педагогам, родителям формировать не только зная, но и адаптировать детей к социальной жизни.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Реализация проекта :
1 этап – подготовительный
№ Мероприятие Цели Ответственные
1 Беседа с родителями Донести до участников проекта важность данной темы. Обсудить цели и задачи проекта. Воспитатель
2 Анкетирование родителей на тему: "Детский сад-семья" Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель,
родители
3 • Подготовить художественную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе. Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о семье. Воспитатель
4 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта : «Родительские заповеди», «Воздух в детской, в квартире, в доме», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье», «Создание благоприятной семейной атмосферы». (Приложение 1) Способствовать просвещению родителей. Воспитатель
2 этап – основной
6 Рассматривание книг, иллюстраций, сюжетных картинок на тему «Семья» Развивать у детей интерес к данному проекту. Воспитатель
7 Беседы: «С кем я живу», «Кем работают мои родители», «В гостях у дедушки и бабушки». Выяснить из личного опыта детей, что они знают о семье. Воспитатель,
дети
8 С. Р. И: «Дом», «Помогаем маме», «Мы пришли в гости». Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения. Воспитатель,
дети
9 Чтение художественной литературы: р. н. сказки «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди», «Козлятки и волк»; стихи : Благинина Е. А «Вот какая мама!», Барто А. Л «Разговор с мамой»; р. н. песни и потешки: «У нашей бабушки», «Еду к бабе, к деду».
Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, воспитывать стремление заботиться об окружающих. Воспитатель
10 Организация пальчиковых игр: «Моя семья», «Дружная семейка». Создание условий для речевой активности детей. Воспитатель
11 Разучивание песен: «Милая бабуленька», «Ах, какая мама».
Музыкальная игра «Маме надо отдыхать». Способствовать формированию у детей любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку- к маме. Музыкальный руководитель, воспитатель.
12 Рисование на тему: «Воздушные шары для мамы», «Цветы для бабушки». Способствовать развитию творческой активности, воображения, образного мышления. Воспитатель
13 Лепка на тему: "Пирожки для бабушки" Способствовать развитию воображения, эстетического восприятия; повышать сенсорную чувствительность. Воспитатель
14 Составление генеалогического древа семьи. .Развивать познавательные и творческие способности в процессе создания собственного генеалогического древа. Родители,
воспитатель.
15 Выставка рисунков на тему: " Я рисую с мамой дома". Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; вызвать радость от совместной деятельности. Родители, дети
16 Оформление фотовыставки: "Расскажу я вам друзья, как живет моя семья» Развивать воображение, фантазию, творчество и мастерство. Родители, воспитатель
3 этап – заключительный
17 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели
18 Анализ результативности Воспитатели
Результат:
В начале осуществления проекта я проинформировала родителей о проекте «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья», провела беседу, анкетирование, подготовила консультации на данную тему и пригласила родителей к сотрудничеству, предложив следующие формы работы:
1. Выставка рисунков на тему: " Я рисую с мамой дома".
2. Составление генеалогического древа семьи.
3. Оформление фотовыставки: "Расскажу я вам друзья, как живет моя семья».
Распланировала виды детской деятельности в процессе реализации проекта, и определила ожидаемые результаты:
Воспитанники:
сформированы представления о важности мира семьи для человека;
стремление проявлять сочувствие, сопереживание, любовь и заботу о членах семьи;
умеют обращаться за помощью к взрослым;
узнали много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми;
сплочение детей, родителей и педагогов в совместных видах деятельности;
Родители:
в семье появились общие интересы, увлечения, как для взрослых, так и для детей;
из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду;
появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей;
укрепляют междусемейные и внутрисемейные связи.
Выполняя совместно с детьми домашнее задание, родители проявили творчество, фантазию, мастерство. Нашу приемную украсила галерея рисунков родителей и детей, каждый рисунок – яркий, эмоциональный образ.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, что способствовало осуществлению поставленных мною задач, достижению хороших результатов взаимодействия педагог - родители- дети. У детей расширились представления о мире семьи (семья - это когда есть взрослые и дети; когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге; когда все выполняют необходимые обязанности). Появилось желание задавать вопросы о родственниках, об интересных случаях из их жизни, желание проявлять заботу о членах семьи.
Продуктом проектной деятельности является изготовление родителями совместно с детьми фотогазеты «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья», составления генеалогического древа семьи.
Таким образом, только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между педагогом, родителями и детьми можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Теперь можно отметить, что проект выполнен в полном размере, цели и задачи достигнуты.