Михальченко Анна
Проект «Природная аптека» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
1. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
2. Воспитать у детей бережное отношение к растительному миру, окружающему нас.
Публикация «Проект „Природная аптека“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
3. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
4. Наблюдая и рассматривая лекарственные растения решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан и создан мини-музей «Лекарственные растения ХМАО».
I этап подготовительный:
Цель: дать знания о пользе лекарственных растений, способных помочь человеку при необходимости, закрепить знания о деревьях, об овощах, фруктах, как источниках витаминов и жизненной силы человека, очень вкусных продуктах питания.
развивать потребность детей в получении и обсуждении информации о явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;
закреплять названия различных деревьев, овощей и фруктов, некоторых целебных растений (подорожник, одуванчик, мать – и – мачеха, алое и др.,
воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.
Формировать навыки совместной работы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин русских художников – пейзажистов
Тесты, дидактические игры и упражнения по теме.
Ожидаемые результаты: Успешное формирование знаний о видах лекарственных растений, их значении в жизни человека, способах сбора, применении
Развитие интереса детей к поисковой деятельности, способность находить лекарственные растения в природе.
Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
Повышение уровня экологической культуры у детей.
Повышение педагогического мастерства в теме: «Музейная деятельность».
Вовлечение родителей в педагогический процесс, заинтересованность родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Продукты мини- музея:
1. «Целебная сила природы»
2. Выставка продуктивной деятельности детей.
3. Дидактические игры по теме мини- музея: «Хочу всё знать», «Лето в деревне», «Парочки «Лесные ягоды», «Растения», «Четвертый лишний», «Найди лекарственные растения».
4. Гербарий лекарственных трав.
5. Книги о растениях: «Целебные растения Тюменской области», «Домашний лечебник», «Природоведение 2 класс», «Атлас определитель», «Справочник по лекарственным травам», «Красная книга России», «Растения России красная книга», «Полная энциклопедия школьника», «Энциклопедия Что? Где? Когда?».
6. Плакат «Лекарственные травы».
7. Лекарственные травы, гриб, отруби, ягоды, семена тмина наглядность.
8. Продукты из лекарственных трав.
9. Шапочки маски для инсценировки.
10. Раскраски.
11. Рисунки детей по теме «Здоровье».
12. Выставка на тему «Растения кормят, растения лечат»
13. Веточки хвойных деревьев
14. Мешочек с кедровой шишкой, мешочек с кедровыми орешками
15. Ягоды малины, брусники, клюквы, шиповника, черники
16. Баночка с ароматом соснового масла, пихта.
17. Ароматическая подушечка с травами, трава чибрец, шалфей, мята.
Ход:
Под музыку дети заходят взал, встают полукругом.
Видеопрезентация «Природа ХМАО».
II этап практический:
План реализации проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие:
НОД «Лекарственные растения».
Презентация «Народная аптека».
Мини-музей «Народная аптека - сила природы».
Наблюдения «Лекарственные растения в ближайшем окружении».
Экспериментальная деятельность «Сбор и засушивание растений»
Дидактические игры:
«Съедобное-несъедобное»,
«Вершки и корешки»,
«Угадай по описанию»,
«От какого растения листик»,
«Отгадай по запаху».
Найди пару : «Лекарственных трав», «Лекарственных ягод».
Речевое развитие:
Составление рассказов : «Если бы я был (а) ромашкой» (подорожником, крапивой,Как собирают травы?.
Чтение художественной литературы:
О. Высоцкая «Одуванчик»,
Е. Серова «Стихи о цветах»,
Румынская сказка «Ромашка»,
Т. Крюкова «Лесная аптека. Сказочная энциклопедия
лекарственных растений.
П. Синявский «Сказка о лекарственных растениях»,
В. Зотов «Лесная мозаика»).
По дороге на Стойбище.
Русские народные загадки.
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
А. Онегов «Первый цветок».
С. Романовский «Пшеничное солнышко».
К. Паустовский «Заботливый цветок».
«Весёлое лето».
Словесная игра «Интервью с лекарственными растениями».
Доклады детей о лекарственных растениях в стихах.
Стихотворение о лесе
Лена:
Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Стеша:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Андрей:
Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Егор:
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
Захар:
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Миша:
Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
Злата:
Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Дарсен:
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
Умар:
Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна.
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
Варвара:
Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой!
Лидия:
Воду пей перед едой –
будешь долго молодой.
Стефания:
Коже рук вернет былое сок чесночный и алоэ.
Агния:
Вену видно изнутри — уксус яблочный вотри.
Мёд, лимоны и чеснок одышку пустят наутек.
Мёд с морковью, облепихой язву ног осадят лихо.
Ксения:
Насморк, кашель, голова — лук с медком прими сперва.
Пей от кашля сок берёзы с молоком парным, без дозы.
Воспитатель: Обращаю внимание детей на баночки.
«Если вы правильно определите этот запах, то узнаете, в каком лесу мы с вами окажемся». (В хвойном лесу)
Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о здоровье, пользе, которую приносит человеку природа и её дары.
Приглашаю детей пройти на стулья.
Воспитатель: Вы сейчас вдыхали аромат соснового масла. Кто из вас расскажет, для чего люди делают масло из сосновой хвои?
Таня:
У сосны полезная хвоя. Зимой в хвое очень много витамина С и В1. Ванны с хвоей лечат бессонницу. Вдыхание паров хвои полезно при кашле.
В древности, в трудные времена люди хвою жевали, чтобы избежать болезни дёсен.
Поэтому люди строят санатории в сосновых борах. В нашем городе лыжная трасса находится тоже в сосновом бору.
Воспитатель: Вдохните ещё раз аромат полезного соснового масла и отправимся по извилистой тропинке вон к той коробке.
Упражнение в равновесии: “Пройди по верёвке ” Ноги ставятся на веревку, а руки в стороны. Следить за тем, чтобы ноги не соскальзывали с веревки.
(Дети по канату подходят к коробке ощущений) – садятся на пол по- турецки.
Одному ребёнку предлагает на ощупь определить, что находится внутри. (Кедровая шишка)
А чем полезен кедр?
Лида: Из хвои кедра тоже изготавливают полезное кедровое масло.
В русскую баню издавна брали с собой не только березовый веник, но и кедровое масло! Парилка и хвоя укрепляют организм, вылечивают простуду, успокаивают нервы.
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут кедры? (Кедрач)
Кедр угощает вас своими полезными дарами. Послушайте и догадайтесь, что в мешочке? (Кедровые орехи)
Отгадайте загадку и узнаете, куда мы с вами сейчас пойдём. (О ёлке)
Дети идут по разложенным следам, делая массаж ступней ног.
Если в лесу растут одни ели, то как называется такой лес? (Ельник).
А это шишки какие? (Еловые)
Какую пользу приносит еловая шишка?
Миша С: Еловые шишки помогают улучшить настроение.
Воспитатель предлагает взять детям в руки еловую шишку, покатать её в ладонях.
Воспитатель: Подержав еловую шишку между ладонями несколько минут, вы освободитесь от накопившегося плохого настроения. После бани полезно прикладывать еловые шишки к больным местам — шишки моментально вытянут боль.
Чем больше еловых шишек в вашем доме, тем эффективнее они будут очищать ваше жилище от отрицательных энергий.
Воспитатель: А есть ли у нас в группе еловые шишки? Для чего они нужны?
Ребёнок: У нас в группе еловые шишки лежат в уголке природы, они помогают нам быть бодрыми и весёлыми.
(Дарят еловые шишки сотрудникам) – выкладывают на отдельно стоящий поднос, чтобы после занятия желающие могли взять с собой.
Воспитатель: А в этот лес мы пойдём тихонько, на носочках, вытягиваясь вверх, чтобы стать высокими, стройными. (Подходят к мини – музею «Опавшие листья»)
Как называется лес, в котором растут берёзы, осины и другие деревья?
Дети: Смешанный лес.
[b]Воспитатель: Чем помогают людям эти деревья?
Умар: Берёза хорошо влияет на кожу, у неё очень полезный сок, почки. Берёзовым веником полезно парится в бане, он изгоняет простуду, молодит кожу.
Захар: Веточки осины подкладывают под подушку для снятия головной боли.
Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём на ягодную лесную полянку.
Воспитатель:
Впереди заросли шиповника. Они колючие, поэтому когда будете проползать на поляну, наклоняйтесь ниже, не поцарапайте спину.
Упражнение в ползании “Проползи через обруч”.
На столе блюдо с ягодами брусники, клюквы, черники, малины, шиповника.
Воспитатель предлагает попробовать ягоду, назвать её. Ягоды какие? (сочные, полезные, ароматные….)
А сейчас наши дети – ягодки предлагают вам послушать о себе частушки.
Частушки о ягодах
Малина
От куста и до куста,
Ох, малина и густа!
От простуды ты немножко
Набери себе в ладошку.
БРУСНИКА
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
Клюква
Нет кислее ягод этих,
Только все равно приветь их.
От простуды и болезней
Нету ягоды полезней!
Черника
О чернике, о малышке
Знают все не понаслышке
Витаминами полна
Всем для зрения нужна
Муз. Рук. Встанем в хоровод «По малину в сад пойдём»
Воспитатель:
Видите, какая богатая аптека в лесу. А где ещё растут растения, которые помогают людям сохранить здоровье? Назовите их. (В огороде овощи)
Егор: Чеснок богат витаминами, убивает микробы. Мы в д/с полощем горло отваром чеснока, едим его в обед, чтобы не заболеть гриппом.
Свежий сок лука употребляется при ангинах. А сок с медом хорош при лечении кашля.
Вспомните пословицы и поговорки о здоровье.
Пословицы и поговорки о здоровье.
Здоровье за деньги не купишь.
Одно яблоко в день – год здоровья.
Чистота – залог здоровья.
В здоровом теле – здоровый дух.
Береги здоровье смолоду.
Движение – это жизнь.
Воспитатель: огород дарит вам эту необычную подушечку с травами.
Дети получают подушечку с травами.
Воспитатель: Чем пахнет эта подушечка? Вспомните, для чего можно использовать траву подорожник? Ромашку?
Воспитатель:
Вспомните, мы с вами осенью собирали гербарий полезных трав.
А знаете ли вы, что запах трав тоже лечит? Зимой люди часто простужаются и болеют. Сегодня нам поможет спастись от гриппа трава, которая называется душица. Аромат травы душицы помогает очистить воздух от вредных микробов. Воспитатель поджигает аромалампу с экстрактом душицы. А пока мы лечимся запахом душицы послушайте это стихотворение:
Дети вместе:
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей-
Все что зовется Родиной твоей!
Воспитатель:
Сегодня мы узнали о том, как нас лечит природа. Возьмите памятки и раздайте нашим гостям.
Дети предлагают гостям памятки о лечебных свойствах трав.
III этап. Подведение итогов:
Результаты проекта реализации мини-музея:
- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
-Сформировались знания о лекарственных растениях.
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.