Татьяна Смирнова
Проект «Моя Семья» в подготовительной к школе группе. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный, информационно - практико - ориентированный, социально - просветительский тип проекта
Тема проекта:
«МОЯ СЕМЬЯ»
Подготовительная к школе группа
1 часть
Подготовили: Смирнова Т. И., воспитатель высшей
квалификационной категории.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, социально-просветительский.
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели:
Публикация «Проект „Моя Семья“ в подготовительной к школе группе, 1 часть» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Смирнова Т. И., Шикова Л. П., родители.
Сроки и этапы реализации
По времени: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. – май 2022 г.
Проблема: дефицит представлений об истории, традициях, родословной своей семьи.
Актуальность:
Семья в успехе любого человека огромную роль играет. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Как правило, членами нашей семьи мы дорожим и прислушиваемся к их советам.
В воспитании ребёнка семья занимает центральное место, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В жизни ребенка роль семьи неизмеримо велика по своей важности. Ребенок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых, поэтому возникает потребность в ее изучении. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Цель проекта:Обогатить знания о своей семье, о каждом ее члене, живущем или уже ушедшем. Помочь ребенку почувствовать себя важным звеном в семейной цепи, привить любовь и уважение ко всем ее членам, а также создать образ своей будущей семьи.
Задачи проекта:
1). Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2). Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
3). Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
8). Обогащать активный словарь.
9). Развивать связную, грамматически правильную монологическую речь.
10). Воспитывать патриотические качества личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Реализация образовательных областей:
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
1. Непосредственная образовательная деятельность
2. Беседы
3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов
4. Чтение художественной литературы
5. Участие в игровой деятельности
6. Самостоятельная деятельность
7. Проведение ситуативных бесед
8. Проведение дидактических игр
9. Прослушивание: гимна России, песен о России, песен о семье, членах семьи (маме, папе, бабушке, дедушке)
10. Отгадывание загадок
11. Продуктивная деятельность: изготовление детьми «Герб группы»
12. Изготовление родителями и детьми: «Герб моей семьи»
«Генеалогическое древо семьи»
13. Выставка в группе: «Семейные фотографии»
«Герб моей семьи»
«Генеалогическое древо семьи»
14. Фотоконкурс: «Самая желанная улыбка для мамы»
15. Презентации детьми (для детей своей группы): «Герб моей семьи»
«Генеалогическое древо семьи»
16. Создание презентаций: «Моя семья» (Дети говорят о семье)
«Герб моей семьи»
«Генеалогическое древо семьи»
Методы и приёмы:
1. Сбор информации
2. Беседа
3. Рассматривание
4. Работа с литературой
5. Игра
6. Обработка собранной информации
7. Творческая работа
Ожидаемые результаты:
Дети овладеют понятием «семья»
Расширится кругозор детей, они узнают о своей семье, о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек, много нового и интересного о прошлом своей семьи, ее традициях и реликвиях
Познакомятся с профессиями родителей
Познакомятся со своими правами и обязанностями
Научатся оставлять творческий рассказ о семье
Совместно с родителями составят родословную семьи, изготовят семейный герб
Обогатится активный словарь детей специфическими терминами и названиями
Сплотится коллектив детей и взрослых.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта
3 этап. Обобщающий. Результаты проекта
I этап Подготовительный:
(разработка проекта, деятельность педагогов и родителей)
определение проблемы, постановка цели и задач
определение методов работы
анкетирование родителей
изучение литературы
оформление зоны художественной – литературы (подбор художественной литературы о государственной символике России, о семье);- оформление картотеки загадок, стихов по теме
подборка иллюстраций по темам: «Семья», «Гербы», «Символика России», «Гербы городов нашего региона»
создание альбома «Семейный альбом»
подборка дидактических и настольно-печатных игр
подборка материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей
разработка конспектов занятий и бесед
подборка материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности
подборка фильмов, презентаций по темам «Семья», «Государственная символика России»
анкета для родителей «Семейные традиции»
ознакомление родителей с темой проекта, участие родителей в проекте;
проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников. Консультации: «Главные условия воспитания детей в семье», «Семейные ценности», «Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Как составить семейный герб», «Как повысить самооценку ребенка», памятки: «Станьте примером для своего ребенка», «Составление семейного герба»; «Что символизирует генеалогическое древо, и как его правильно оформить»
выявление субъективного опыта детей: что мы знаем? что мы умеем? что хотим узнать?
II этап Реализация проекта:
Познавательное развитие:
Знакомство с понятиями «семья», «родственники».
Беседа: Рассматривание книг, иллюстраций о семье.
Просмотр презентации: «Моя семья», «Загадки о семье», «Символика России».
Просмотр мультфильмов: «Маша больше не лентяйка», «Морозко»,
«Двенадцать месяцев». «Встречайте бабушку», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка». «Марья – искусница».
НОД ФЦКМ Тема: «Род и родословная», «Традиции моей семьи».
Социально-коммуникативное развитие:
НОД «Моя семья». «Кто живёт со мной». «Наши имена и фамилии». «Мой дом».
Беседы: «Моя семья». «Мои близкие», «Мои бабушка и дедушка», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи», «Моя родословная», «Я и моё имя». «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «История моего дома», «Мой дом - моя крепость»; «Что любит моя мама»; «О моём любимом папе». «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». «Бюджет семьи». «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой»,
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?», «Моя комната», «Мой игровой уголок».
Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей», «Новоселье», «Ремонт в квартире», «В театре» «Семья на пикнике», «Моряки», «Летчики», «Дочки - матери». «Мама в парикмахерской». «Водители», «Поезд», «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».
Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию», «Стройка», «Разные дома». «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Строительная игра «Дом для моей семьи».
Речевое развитие:
• Чтение и беседа по пословицам о семье
• Загадывание загадок о семье
• Заучивание стихотворения
Чтение художественной литературы:
• Я. Акима «Моя родня»
• Д. Габе «Моя семья»
• В. Белов «Мамина дочка»
• В. Драгунский «Моя сестра Ксения»
• В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила»
• Т. А. Шорыгина «Похищенное имя»
• Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
• С. Капутикян «Моя бабушка»
• А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
• В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
• Сказки про папу: «Мудрый папа и волшебный человечек», «Маленький папа и серьёзный человек», «Маленький вундеркинд», «Такой же сильный»
• Виктор Драгунский. «Куриный бульон»
• Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
• С. Баруздин «Мамина работа»
• С. Михалкова «А что у вас?»
• Е. Пермяк «Мамина работа»
• Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
• П. Воронько «Мальчик Помогай»
• Словесные игры: «Назови ласково», «Вместе», «Моя семья самая…», «Кто кем приходится?», «Договори предложение», «Отгадай, кто это» (отгадывание членов семьи по данным признакам, «Родственные отношения», «Назови ласково».
• Рассматривание картин: Ю. Кугач «В субботу».
• Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»
• Игры-драматизации: «Репка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка».
Настольный театр: «Волк и семеро козлят».
• Творческая речевая деятельность:
Составление рассказов: «Расскажу вам о своей семье»
«Письмо бабушке и дедушке»
«Мой день дома»
«Чем я люблю заниматься в детском саду и дома»
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
«Как мы отдыхаем всей семьей»
«За что я люблю свою маму»
«Хочу быть как мама, папа»
Высказывания детей «Семья – это…»
Описательный рассказ - «Мама - солнышко моё»
Художественно - эстетическое развитие:
НОД Рисование: «Мы с мамой (папой) идем в детский сад»,
«Семья на прогулке в парке», «Моя любимая мама (Портрет)».
Аппликация: «Открытка для мамы на день матери», «Поздравительная открытка папе».
Лепка «Моя дружная семья»;
Продуктивная деятельность в свободное время:
• Аппликация: «Дедушка», «Бабушка».
• Конструирование «Дом для моей семьи».
• Аппликация «Символ Дня Семьи».
• Музыка:
Слушание песен:
Бабкин А. «Песенка про девочку»
Шаинский В. «Подарки»
Резник И. «Бабушка с дедушкой рядышком»
Энтин Ю. «Песня о маме»
Рябинин. М. «Родительский дом»
Танич. М. «Песенка про папу»
Непомнящий Д. «Мама для мамонтенка».
Энтин Ю. «Дорога добра»
Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки»
Физическое развитие
Игры– эстафеты: «Кто быстрее оденет маму к празднику». «Всадники»
Работа с родителями:
Консультации: «Главные условия воспитания детей в семье».
" Я – семья – род – народ».
«Семейные ценности».
«Как составить семейный герб».
«Как повысить самооценку ребенка».
«Герб моей семьи».
«Что символизирует генеалогическое древо, и как его правильно оформить».
Папки-передвижки:
«Обращение ребёнка к родителям»;
«Особенности воспитания ребёнка мамой и папой».
Памятка «Составление семейного герба».
" Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком».
«Растим мужчину».
«Домашние обязанности».
«Основные заповеди «здоровой» семьи».
"Роль матери и отца в воспитании»
Изготовление герба «Герб моей семьи» - сотворчество детей и родителей.
«Основы нравственных отношений в семье»
«Распределение обязанностей в семье»
Составление рассказа о гербе семьи.
Изготовление генеалогического древа семьи - сотворчество детей и родителей.
III этап Заключительный этап проекта.
1. Игра - викторина «Что ты знаешь о своей семье?».
2. Публикация на сайте ГКДОУ №2 фотоотчета об итогах проведения проекта «Моя семья» в группе «Буратино».
Результаты проекта
1. У детей расширились представления о себе, своей семье, родственных отношениях;
2. Дети познакомились с понятием «генеалогическое древо семьи».
3. Знают информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
4. Знают профессии родителей;
5. Знают свои права и обязанности;
6. Составляют творческие рассказы о семье;
7. Умеют совместно с родителями составлять родословную семьи.
Были сделаны следующие выводы:
За время реализации проекта «Моя семья» у детей сформировался уровень положительного образа семьи и значительно повысился:
- дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья;
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Итог проекта:
1. Оформление «Герб нашей группы»
2. Оформление «Герб моей семьи»
3. Составление родословной семьи «Генеалогическое древо семьи»
4. Оформление альбома «Семейный альбом»
5. Изготовление семейных газет: «Наши увлечения», «Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!»
Перспективы проекта: Рекомендовать родителям продолжать знакомить детей с родословной своей семьи
Продолжение в следующей публикации.