Надежда Безрукова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Ступеньки к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – игровой
Срок реализации: 1 месяц (1 ноября – 30 ноября)
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : групповой (дети, родители, педагоги)
Проблема: недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе.
Актуальность
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Ступеньки к школе“» размещена в разделах
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель: формирование представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
- способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, чтобы узнать много нового и уметь учится);
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
- способствование развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- расширение знаний детей о мире школьников, интереса к школе, школьной атрибутике;
- благоприятное течение адаптационного школьного периода;
- освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
- повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
- накопление большого багажа знаний о школе;
- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- подготовка руки к письму;
- обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Продукт проекта : - пополнение С/р игры «Школа»;
- папка-передвижка для родителей «Скоро в школу мы идем»
- Создание лепбука «Школа будущих первоклассников»
- Стендгазета для родителей «Как мы готовимся к школе»
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Реализация проекта
1 этап. Подготовительный (Организационный)
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Подборка методического и дидактического материала.
Разработка образовательной деятельности по проекту.
Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
Подбор пословиц и поговорок, загадок по теме проекта.
Изготовление настольных игр по теме проекта.
Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка бесед, консультаций для родителей). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.
Выставка иллюстрированных книг школьной тематики и чтение произведений А. Барто «В школу», С. Маршак «Первое сентября», рассказ М. Панфиловой из цикла «Лесная школа»
Работа с детьми
Рассматривание иллюстрированных книг о школе, школьных принадлежностей, беседа о их назначении и применении.
Просмотр мультфильма: «Как верблюжонок и ослик в школу ходили».
Беседы на темы: «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника). «Как вы думаете, чем школа отличается от детского сада?» «Что я знаю о школе».
Дидактические игры «Кто работает в школе»; «Собери портфель».
Загадывание загадок «Школьные принадлежности».
Чтение художественной литературы: А. Алексин «Первый день»; А. Барто «В школу»; В. Берестов «Читалочка»; Л. Воронкова «Подружки идут в школу».
Разукрашивание раскрасок «Мой будущий портфель», «Школьные принадлежности»
Настольная игра «Собери из частей школьный предмет»;
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе»
Помощь родителей в подборе настольных игр о школе.
Советы родителям - совместное прочтение дома книг о школе. Побеседовать с детьми о том готов ли их ребенок идти в школу.
2 этап: основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Оформление мини-музея в группе «Школа. Школьные принадлежности».
Оформление папки – передвижки для родителей: «Скоро в школу мы пойдем».
Оформление уголка развивающих математических игр: математические лабиринты, развивающее лото, дидактические игры.
Оформление уголка настольно – печатных игр школьной тематики : «У кого лента длиннее», «Больше, меньше или равно», «Найди тень», «Какая цифра».
Работа с детьми
Беседы: «Как построить свой день». «Правила поведения в школе, классе». «Профессия учитель». «Откуда ручка пришла».
Чтение художественной литературы: «Что такое школа?» Л. А. Арсенова М. Зощенко «Пора вставать». «Три звонка» А. Барто; «Когда человеку шесть» О. Дриз, «Незнайка учится» Н. Носов
Чтение и заучивание стихотворений о цифрах.
Загадывание загадок и чтение пословиц о школе.
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека», «Школьная ярмарка»
НОД: Познавательная беседа «Первый урок в школе»
Рисование «Цветы для первой учительницы»
Аппликация «Закладка для книг»
Конструирование «Моя школа»
Настольные игры: математические пазлы «Школьные принадлежности»; «Составь слово».
Работа в прописях, цель: подготовка руки к письму.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций: альбом с фотографиями о школьной жизни, рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе», рассматривание иллюстративных книг, рассматривание картины «Школа».
Прослушивание песен: «Буквы слова», Дважды два – четыре», «Первый раз в первый класс», «Первоклашка».
Работа с родителями:
Памятка на тему «12 советов родителям будущих первоклассников».
Привлечение родителей к созданию стендгазеты «Наши мамы, наши папы тоже были учениками» – принести свои школьные фотографии.
Консультации для родителей: «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Нам пора в школу», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе».
3 этап: Заключительный
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Оформление стендгазеты «Как мы готовимся к школе»
Подготовка и проведение итогового интегрированного занятия
Работа с детьми:
Составление рассказов на тему «Что такое школа». Цель: формировать умение делиться впечатлениями.
Дидактическая игра «Вопросы и ответы». Цель: закрепить знания о школе, школьных предметах, развивать мышление, память, сообразительность, речь
Интегрированное занятие
Работа с родителями:
Памятка родителям будущего первоклассника.
Родительское собрание (онлайн) «
Результаты проекта :
- у детей сформирована мотивационная готовность к школе;
- расширились представления и знания детей о мире школьников, появилось больше интереса к школе, школьной атрибутике;
- повысилась педагогическая компетентность всех участников проекта (дети, родители, педагоги);
- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- повысилась компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе.