Татьяна Ильинична Хвостова
Познавательный проект «В мире прекрасного»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 «Пчёлка»
«В мире прекрасного»
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Хвостова Т. И.
г. Серпухов
2018г.
Вид проекта : групповой (среди детей одной группы, краткосрочный (1-2 недели).
Цель проекта : - выбор эффективных методов и приемов для развития художественно-эстетического восприятия
Публикация «Познавательный проект „В мире прекрасного“» размещена в разделах
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместном желании знакомить старших дошкольников с живописью.
Задачи проекта :
- создание условий для развития художественного восприятия у старших дошкольников;
- расширять представления детей о жанрах живописи;
- формировать представления о картине, об иллюстрации, как произведении искусства;
- развивать умение внимательно рассматривать иллюстрацию (репродукцию, выделить средства выразительности, цветовую гамму;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений живописи;
- формировать умение получать информацию из разных источников (книги, энциклопедии, интернет, помещение музея, выставочного дома и др.);
- развивать познавательные и творческие способности, мышление, речь;
- развивать художественно-эстетическое восприятие.
Актуальность темы:
Художественное образование и воспитание средствами искусства - неотъемлемая часть достойного образования. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для общения с миром прекрасного. Искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить воспринимать, понимать художественный образ, заложенный в том или ином произведении живописи. Чувственно-образный характер детского мышления делает период дошкольного развития личности особенно актуальным для рассмотрения эмоционального опыта, для развития умения воспринимать прекрасное, развивать свои художественные способности.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях (работы Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и др.).
В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств - взаимодействие различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше, т. к. «нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о необходимости научить ребенка эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социо-культурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.
Этапы проекта :
Организационный:
- определение темы и цели проекта;
- разработка плана осуществления проекта;
- сбор информации по теме;
- методическое обеспечение проекта;
- продумать задания для совместного выполнения детьми и родителями;
- информировать участников проекта о его содержании;
Основной:
Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми НОД Взаимодействие родителей с детьми Создание условий для реализации темы
Беседы:
«Расскажи о времени года по иллюстрации»
«Что бы ты хотел изобразить в рисунке о весне?»
«Как, рисуя портрет, изобразить настроение (мимика, цветовое решение)
«Что интересного можно увидеть в каждом предмете (обихода, игрушке, растений и т. д
Д/и «Отгадай настроение»
Д/и «Отгадай жанр живописи» (репродукции картин Шишкина, Левитана, Петрова - Водкина, Стапсарова, Серова В. А., Тропинина, Брюллова, Поленова В. Д., Саврасова А. К.
Опыт «Смешивания красок» (получить нужный колорит)
Чтение стихов, загадок о художнике, о жанрах живописи
Пальчиковая гимнастика «Сплести венок», Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Просмотр видео «Музеи России»
С-р игра «Музей»
Рассматривание энциклопедии «В мире прекрасного» НОД познавательная «Знакомство с творчеством художника - иллюстратора Ю. А. Васнецова.
НОД «Знакомство с жанрами живописи» Консультация «Основные принципы художественного воспитания детей»
«Иллюстрация, как объект восприятия»
«Рисунки: «Моя мама»
«Мой любимый пейзаж»
«Натюрморт» (предметный растительный, смешанный)
Фотографии «Моя семья в музее»
Видео «Из истории музеев»
Домашнее задание «Решение проблемной ситуации «А нужно ли нам в жизни искусство» (музыка, скульптура, литература, живопись)
Заучивание стихов по теме
Чтение художественных произведений по теме Подборка наглядно-дидактических пособий «Мир искусства» (портрет, натюрморт, пейзаж).
Оформление с-р игры «Музей».
Создание выставки репродукций картин
Оформление фотоальбома «Моя семья и искусство»
Создание альбома «В мире прекрасного» (рассказы детей о своих впечатлениях от общения с живописью)
Заключительный:
Результат Продукт
В результате воспительно - организованной работы по теме проекта «В мире прекрасного» дети должны получить представления о жанрах живописи, уметь различать жанры живописи;
Иметь эмоциональный отклик от художественно-эстетического восприятия произведения живописи
у детей и родителей появится интерес к общению с прекрасным, понимание пользы искусства для всестороннего развития дошкольника. У родителей и детей появится желание чаще посещать музеи, выставочные залы. - выставка репродукций картин разных жанров живописи
- фотоальбом «Моя семья и искусство»
- информационный буклет от родителей «Общение с миром прекрасного»
Презентация проекта
НОД «В мире прекрасного»
Самоанализ
До окончания проекта «В мире прекрасного» наши дети узнали, насколько многообразен окружающий мир, что искусство во всех его проявлениях делает человека добрее, внимательнее, помогает любить природу, окружающих людей, понимать лучше своих сверстников. Кроме того, дети узнали о жанрах живописи, познакомились с техникой смешивания красок, со свойствами красок, дети лучше стали понимать настроение друг друга, познакомились с историей, экспонатами некоторых музеев и в выставочном зале.
А родители, надеемся, понимают значение искусства для воспитания и развития ребенка, чаще будут общаться с детьми с миром прекрасного. На протяжении всей проектной деятельности дети были заинтересованы, отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием принимали участие в проекте. Поэтому мы приняли решение расширять и закреплять знания детей о видах искусства, подвести детей к наиболее осознанному пониманию предметов искусства и живописи