Марина Александровна Горькова
Познавательный проект «В мире животных»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Мир, окружающий ребёнка - это прежде
всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
ПРОЕКТ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
В процессе наблюдений за детьми мы (воспитатели) заметили устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать тигров, жирафов, пингвинов и других животных, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, документальных фильмов, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. А так же задавали вопросы: «Почему пингвин – это птица, а не летает», «Как мартышки занимаются акробатикой», «Почему жираф такой длинный» и др. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в разных странах
Публикация «Познавательный проект „В мире животных“» размещена в разделах
Цель проекта : Расширить представления дошкольников об окружающем мире, развить познавательный интерес к природе. Сформировать чувства удивления и восхищения миром животных.
Задачи:
1. Формировать представления о природных зонах Земли; о приспособлении животных разных стран к среде обитания
2. Развиваться умение понимать и познавать окружающий мир
3. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников
4. Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь
5. Побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе
6. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение
7. Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным
Ожидаемый результат изучения темы
Дети узнают:
• о том, что животные – живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и чувствовать;
• что местом обитания животных могут быть вода и суша.
• все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу;
• что дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления;
• что всё в живой природе взаимосвязано
Научатся:
• группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защите от врагов, строению жилища, размеру;
• использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий.
•
1 этап: Подготовительный:
• 1. Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (атлас, карта, иллюстрации, фотографии и т. д.)
• 2. Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных игр 3. Создание видеороликов родителями о жизни животного мира.
• 4. Экран «Сегодня мы узнали …» (представление информации).
• 5. Изучение интернет – ресурсов
• 6. Анализ предметной среды
• 7. Фотоэкран «Этих животных я видел»
• 8. Стенд «?» (что я хотел бы узнать)
2 этап: Основной:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создаёт ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Встреча с добрым знакомым – сюрприз для детей, она всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание что-то вспомнить и рассказать. Момент удивления стимулирует познавательную активность ребёнка. Первый шаг – это мотивация и целеполагание: что удивительного есть в жизни животных, что хотелось бы узнать. У ребенка мало информации: подумать, к кому можно обратиться за помощью (взрослые, родители, воспитатель). В каких источниках можно найти информацию? В книге, на диске, в телевизионной передаче. Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями.
1. Используя стенд со знаком вопроса «?» (что я хотел бы узнать, выставляются части животного (лапы, хвосты, чтобы дети сами могли догадаться о каком животном пойдет речь или картинки с изображением пустыни (Крайнего Севера). Ребята могут сами придумать места обитания для этих животных, обосновывая свои предположения, а за тем сравнить с информацией, которая дается в книге. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней
Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.
Тематика проекта проходит через все виды деятельности посредством модульного обучения
Темы изучаемых модулей в ходе проекта :
• «Животные жарких стран : Африка, Австралия, Южная Америка»
• «Животные Северной Америки»
• «Животные Азии»
• «Животные полярных районов Земли: Арктика, Антарктика»
Совместная деятельность педагогов с детьми:
Непосредственно организованная деятельность познавательного цикла :
• Беседы с элементами дискуссии по темам изучаемых модулей в ходе проекта.
• Чтение с последующим обсуждением: «Как слон спас хозяина от тигра» Б. С. Житкова, «Что случилось с крокодилом» М. Москвина, «Заяц и ёж» Бр. Гримм, «Как я был обезьянкой» Я. Сегель, С. Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке», «Как зебра потеряла полоски» Прослушивание аудиозаписи «Маугли» Кипплинга
• Заучивание стихотворений: «Дикие животные», «Верблюжьи колючки», «Животные», стихи на английском языке
• Сочинение сказки на тему «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца»
• Чтение и заучивание поговорок, пословиц о животных.
• Придумывание и отгадывание загадок о животных.
• Беседы: «Звери в лесу», Рассматривание и изучение энциклопедий.
• Показ детям презентаций про животных разных мест обитания: «Животные саванны»
• Рассказы детей по книжкам – малышкам, изготовленных дома с родителями
• Игра по станциям
Продуктивная деятельность.
• Оформление выставки рисунков вместе с детьми: «Кто в лесу живёт», «Ежиха с ежатами в ельнике», «Ягуар», «Обитатели Азии», рисунки по мотивам рассказа «Маугли», «Животные жарких стран».
• работ из пластилина: «Львёнок и черепаха», «Обезьянки», «Пингвины».
• Изготовление макетов «Южная Америка», «Африка».
• Коллективная работа «Панды на бамбуках», «Царство диких животных».
• Оригами и ручной труд: «Мордочка котёнка из ваты», «Зайчик» (из полосочек, «Здесь всегда лето», «Жирафы», «Кенгуру».
•
Игровая деятельность :
• Сюжетно – ролевые игры: «Путешественники», «В зоопарке», «Львиная семья», «Кругосветное путешествие»…
• Дидактические игры: «Земля и её обитатели», «Четвёртый лишний», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Рога, копыта, зубы», «В чём ошибся художник»
• Игровые этюды «Повадки диких животных»
• Экологические игры: «что перепутал художник», «узнай животное по его части», «собери животное», «четвёртый лишний», «на что похоже?», «большой, маленький», «найди пару». Игровые упражнения: «каких животных севера (пустыни) вы знаете», «кто больше назовёт животных», «кто последний назовёт животное», «животные Красной книги».
•
2. Совместная деятельность родителей и детей
• Изучение энциклопедий
• Беседы с детьми о континентах, о природных зонах Земли и о животных разных стран.
• Сочинение сказок на тему «Приключение лесного жителя»
• Изготовление книжек –малышек и составление рассказов по ним «Обитатели Европы», «Обитатели Азии», «Обитатели Южной Америки», «Обитатели Северной Америки», «Обитатели Австралии», «Обитатели Африки», «Обитатели Арктики», «Обитатели Антарктики»
В реализации этого проекта не маловажную роль выполняли видеоролики «Диалоги о животных», «Дикий мир», подготовленные родителями. Их просмотр способствует расширению кругозора и представлений о окружающим мире. Дети любят видеофильмы своих родителей, с удовольствием их смотрят.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
III этап: Итоги реализации проекта
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес.
Постепенно проект из познавательного превращался в социально – личностный: дети стремились поделиться полученной информацией.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
• Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.
• Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.
• Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.
• Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.
• Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме: «Обезьянки», «леопарды и зебры»
Проект «В мире животных» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.