Мария Михеева
Проект по музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : информационный, групповой,
долгосрочный.
По содержанию: социально – педагогический проект.
Участники проекта : дети старшей группы,
воспитатели группы, родители воспитанников.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность данного проекта
Публикация «Проект по музейной педагогике „Мы входим в мир прекрасного“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Музей… Волшебный мир. Переступая порог, оказываешься в совсем другом мире, времени и пространстве. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию.
Проблема
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то данная проблема актуальна и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории- задача каждого педагога.
Цель проекта
Приобщение детей старшего дошкольного возраста, к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.
Задачи
1. Создать условие для формирования у старших дошкольников проявления эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, творческой деятельности.
2. Активизировать проявление интереса к произведениям искусства разных видов и жанров и к средствам их выразительности, музейным памятникам.
3. Обогащение опыта «насмотренности» разных произведений.
4. Обогащение опыта посещения детьми музея.
5. Обогащение представлений детей об окружающей среде.
6. Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей и сенсорного опыта.
Ожидаемый результат
- Организация в ДОУ образовательного развивающего пространства, основанного на достижениях национальной культуры, науки и творчества. - Формирование мировоззрения воспитанников, приобщение их к историческому, культурному, природному наследию.
- Разработанные и апробированные материалы, совместные познавательные, творческие проекты для поддержки и повышения компетенции родителей в вопросах разностороннего развития детей.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
- Создание библиотеки полезных материалов для участников образовательного процесса: статей, конспектов образовательных мероприятий, рекомендаций, электронных книг, «виртуального музея» на сайте ДОУ.
- Диссеминация педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня.
- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ, повышение имиджа дошкольного образовательного учреждения.
Этапы реализации проекта
I Подготовительный
1. Изучение литературы по музейной педагогике
2. Создание творческих инициативных групп для работы по реализации проекта (Создание и планирование работы творческой группы, Разработка тем создаваемых мини- музеев, вовлечение в обсуждение детей, родителей, педагогов ДОУ. Организация круглого стола для педагогов учреждения «Музейная педагогика в свете современных требований к организации воспитательно- образовательного процесса»)
3. Установление содержательных связей с учреждениями социума
II Практический
Практическая работа в рамках инновационной деятельности
Работа с детьми:
- организация экскурсии в музей;
- познавательные беседы по темам «Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др. ;
- коллекционирование;
- создание мини – музея;
- изготовление экспонатов своими руками;
- игры музейного содержания;
- просмотр видеофильмов о музеях;
- чтение художественной литературы по теме.
Работа с родителями:
- Анкетирование «Музейная педагогика в ДОУ»;
- консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;
- привлечение к сбору экспонатов;
- награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.
(см. приложение 1)
III Итоговый
-Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов (Проведение сравнительного мониторинга эффективности реализации проекта, оценка качества образования.)
-Обобщение опыта работы педагогов ( Создать электронный банк материалов: конспектов образовательной деятельности, экскурсий, тематических бесед для совместной работы с детьми. Обобщить опыт работы педагогов по реализации музейной педагогики в ДОУ
Рекомендации
для родителей по приобщению детей к музейной культуре
• Посещать с детьми музей не менее одного раза в квартал
• Перед посещением музея создать праздничное настроение, то есть надеть праздничную одежду и эмоционально настроить ребёнка;
• Учить правилам поведения в музее, обратить внимание на поведение других посетителей;
• Располагать необходимой информацией, чтобы ответить на любой детский вопрос;
• Побуждать у ребёнка желание рассказать об увиденном в семье и сверстникам в детском саду.
Заключение:
1. Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры.
2. У детей формируются нравственные качества: доброта, милосердие, отзывчивость.
3. Знания и интерес к самобытности русского народа сплачивают детский коллектив.
4. Дети учатся самостоятельно организовывать игры.
5. Налаживается конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Используемая литература:
1. А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Санкт-Петербург 2010
2. Сазонова О. И «Музей в детском саду ка средство реализации национально- регионального компонента содержания дошкольного образования» : Сборник методических рекомендаций. Уфа, 2014
3. Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова «Мини – музей в детском саду», Москва, «Линнка – пресс», 2008г.
4. Шевкунова. Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы. Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова – «Дошкольное воспитание»- 2009. - №4. С 59-65.
5. Мень. Т. Е «Ребенок и кукла в современном мире»- Т. Е. Мень «Детское творчество и музей».- СПб., 2005.- с. 117- 122.
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998
7. Сайты:
https://center.rusmuseum.ru https://www.herzen.spb.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет)
Тема занятия
БЛОК 1. ВВОДНЫЙ. Тайны города Нерехта
1. Занятие «Волшебный город» 1 неделя сентября
2 неделя сентября
2. Занятие «Остров сокровищ» (Музейный комплекс Русского музея) 3 неделя сентября
3. Экскурсия «Мир красоты» презентация 4 неделя сентября
Краеведческий музей города Нерехта 1 неделя октября
БЛОК 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
4. Занятие «Осенняя пора, очей очарование» 2 неделя октября
5. Занятие «Дары осени» 3 неделя октября
6. Занятие «Цвета года: Краски осени» 4 неделя октября
7. Экскурсия в парк «Краски природы» 1 неделя ноября
8. Занятие «Палитра года: краски зимы, осени, весны, лета» 2 неделя ноября
Консультация для родителей: «Музейная педагогика». 3неделя ноября
Экскурсия в Музей природы город Кострома 4 неделя ноября
9. Занятие «Ребятам о зверятах» 1 неделя декабря
10. Дополнительная экскурсия (презентация) «Братья наши меньшие» (на примере скульптуры малых форм) 2 неделя декабря
11. Занятие «Там, на невиданных дорожках следы невиданных зверей…» 3 неделя декабря
БЛОК 3. Я – ТЫ – МЫ (ЧЕЛОВЕК В СОЦИУМЕ)
12. Занятие «Мы такие разные: веселые и грустные» 1-2 неделя января
13. Занятие «В кругу семьи» 2 неделя января
14. Занятие ««История» улыбки» 3 неделя января
Создание мини-музея в группе 4 неделя января
15. Занятие «Зимние праздники» 1 неделя февраля
16 -17. Занятия «В гостях у сказки» (сказочная тема в живописи, скульптуре) 2 - 3неделя февраля
Продолжение темы на следующем занятии: (книжная графика) 4 неделя февраля
18-19. Занятие «Великое и малое в изобразительном искусстве» 1-2 неделя марта
БЛОК 4. ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ВЕЩЕЙ
20. Занятие «Пестрые игрушки: матрешки, погремушки» 2 неделя марта
Экскурсия на Лавровскую фабрику игрушек 3 неделя марта
21. Занятие «Сказочный мир русской избы» 4 неделя марта
22. Экскурсия «Волшебные руки мастера» гончарная мастерская 1неделя апреля
Мастер-класс «Кукла-оберег» 2 неделя апреля
23. Занятие «Такие разные постройки» 3 неделя апреля
24. Занятие «Музей под открытым небом!» (обобщающее занятие) 4 неделя апреля
Экскурсия в музей деревянного зодчества город Кострома начало мая
25. Занятие «Открываем Музей искусств» (обобщающее занятие) май