Елена Маслова
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Зимующие птицы нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно - исследовательской деятельности «Зимующие птицы нашего города»
Введение
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной
большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова
Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности „Зимующие птицы нашего города“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Пояснительная записка: Однажды, придя в детский сад после выходных дней, дети стали делиться впечатлениями: кто-то ходил с семьей в кино, кто-то на каток, а кто-то просто ходил гулять с родителями по паркам и скверам города. А Василиса М. рассказала, как ездила в станицу к дедушке с бабушкой и там кормила домашних птиц: уток, гусей, кур. Так же она рассказала, что во время кормления домашних птиц на подворье прилетают воробьи и голуби и совсем не боятся людей. К рассказу присоединилась Соня Е., которая рассказала о том, что на улице Свердлова около рынка подкармливают люди птиц. Большой стаей слетаются они на рассыпанные зерна и крошки и при этом не боятся людей. А Саша С. рассказал, что по пути в детский сад, напротив железнодорожного вокзала, видел в глубине кустов серые шарики – оказалось, что это была стая нахохлившихся воробьев. Он обратил внимание, что когда на дороге нет машин, птицы слетаются к дороге в поиске зерен, т. к. там проезжают грузовые машины с зерном, и зерна часто высыпаются на проезжую часть. Так же он обратил внимание, что птицы боятся приближения человека: как только кто-то подходит к кусту птицы быстро вспархивают и перелетают на безопасное место.
Ребят заинтересовали рассказы детей, и они решили узнать: какие птицы зимуют в Краснодарском крае и какой корм им необходим, почему именно зимой необходимо помогать птицам.
Актуальность проекта: Роль птиц в природе значительна благодаря разнообразию их деятельности и большому количеству. Все птицы считаются полезными, т. к. они истребляют насекомых, массовых вредителей культурных растений. Мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах родного города, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Как же живется нашим пернатым друзьям в зимнее время?
В зимнее время доступной пищи становится очень мало, и потребность в ней возрастает. Естественный корм для птиц становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Зимой птицы у кормушки находят своё единственное спасенье в своей нелёгкой птичьей жизни. Наблюдение за птицами у кормушки очень занимательно, это хороший способ проведения отдыха на природе; из таких наблюдений можно узнать многое о мире птиц.
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
Актуализировать знания детей о зимующих птицах своего города;
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём наблюдения за птицами;
Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение сравнивать посредством наблюдений, специальных игр и упражнений;
Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятия.
Наша задача – расширить знания детей о птицах, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; какой корм нужен для каждого вида птиц; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное время года.
Основная часть:
Для того чтобы получить нужную информацию о поведении птиц, дети обратились ко мне - воспитателю. Вместе с детьми составили план реализации проекта; запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т. д.
Были сформированы вопросы:
- Какие птицы обитают в нашем регионе?
- Как привлечь птиц к кормушке?
- Одинаковый ли корм нужен всем птицам?
- Почему одни птицы не боятся людей и подлетают к кормушке даже в присутствии человека, а другие вспархивают и улетаю?
- Почему птицы зимой постоянно в движении?
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
• Обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями.
• Создание условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по теме.
2 этап – основной (практический)
• Получение информации из различных источников (литература интернет наблюдения) о зимующих птицах.
• Продуктивная деятельность (рисование лепка изготовление масок для подвижных игр).
• Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассматривание зимующих птиц в иллюстрациях книг и журналов, принести книги в детский сад.
• Изготовление кормушек из разных материалов.
3 этап – заключительный
• Презентация проекта лепбук «Зимующие птицы».
В ходе обсуждения проекта по изучению жизни птиц в зимнее время с детьми был составлен план его реализации: ребята предложили обратиться к народному фольклору (найти загадки, пословицы, народные приметы, чтение литературы (стихи, рассказы); рассказать детям младших групп о зимующих птицах, изготовить для них (детей) сувениры. Изготовить настольно – печатные игры: «Собери картинку», «Зимующие птицы», Лото «Птицы». Для привлечения взрослых (родителей) дети предложили провести акции «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек из различных материалов). Меня, как воспитателя, попросили помочь в изготовлении буклетов для родителей: «Покормите птиц зимой!», «Берегите птиц!», «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Изучив некоторую информацию о птицах, решили провести наблюдения за птицами, для этого составили план мероприятий, которые помогут нам сопоставить информацию с действительностью:
План:
1. Чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Чтение рассказа В. Бианки «Сова».
Цель: Учить детей целостно воспринимать содержание произведения, понимать переносное значение слов. Формировать умение рассказывать о повадках лесных животных, опираясь на информацию из рассказа в сочетании с приобретенными ранее знаниями и опытом.
Чтение В. Бианки «Птичий год: зима», М. Богданова «Домашний воробей», Ирис Ревю «Рассказ о снегире», «Рассказ о синице».
Цель: Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
2. Наблюдение: следы птиц на снегу.
Цель: Учить различать на снегу следы отдельных птиц (например, легко узнать следы сороки: около отпечатков ее ног видны полосы - следы длинных крыльев и хвоста при взлете, рассказывать о том, что делала птица, как передвигалась.
3. Презентация «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им; уточнить знания детей о роли человека в жизни зимующих птиц
4. Беседа на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Цель: Предложить детям рассказать, каких птиц они видели на участке, чем они питаются. Поддерживать желание самостоятельно кормить зимующих птиц, воспитывать эмпатию.
5. Наблюдение за птицами.
Цель: Обратить внимание детей на поведение разных птиц на кормушке, предложить охарактеризовать его, отметить, чем отличается поведение крупных и маленьких птиц. Помочь детям установить, в какое время дня прилетают к кормушке птицы, а в какое время улетают. Воспитывать доброе отношение к птицам, поощрять желание заботиться о них.
6. Беседа «Птичья столовая»
Цель: Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
7. Трудовые поручения: развешивание кормушек для зимующих птиц.
Цель: Предложить детям рассказать правила размещения кормушек, выбрать соответствующие требованиям места. Уточнить и дополнить рассказы о том, как птицы прилетят к кормушкам, чем их нужно кормить.
8. Трудовая деятельность: подкармливание птиц.
Цель: Предложить детям организовать кормление зимующих птиц, выбрать корм в соответствии с тем, какие птицы прилетают к кормушке. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололеда.
9. «Птицы на кормушке» Коллективная работа из пластилина
Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
10. «Снегири и синички на веточке» (оригами) Коллективная работа
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
11. Рисование «Птицы - наши друзья»
Цель: Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
12. Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Покорми птиц».
Цель: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
13. Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»
Цель: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
14. Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.
Дидактическая игра «Загадалки».
Цель: Учить детей создавать загадки на основе описания характерных действий или ключевых признаков птиц; использовать образные выражения, сравнения.
Чтобы помочь птицам зимой, надо знать: какие птицы зимуют у нас и чем они кормятся?
Для этого проводились наблюдения за птицам на участке детского сада, на улицах и в парках города. Выяснили, какие птицы прилетают на участок: голуби, воробьи, дятлы, вороны, сороки.
Изучали литературу о том, как птицы приспосабливаются к зимним условиям?
Изучили материал, используя различные источники, нашли ответы на вопросы: Чем питаются птицы? Как лучше и из чего сделать кормушку, где ее разместить, чтобы привлечь большое количество птиц?
Сделали совместно с родителями кормушки для птиц, развесили их на территории детского сада, возле своих домов, в парках. Следили за тем, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Наблюдали за поведением птиц, прилетающих к кормушке. Какие виды птиц посещают кормушку чаще всего? Как относятся птицы разного вида друг к другу?
Чаще всего к кормушкам прилетали синицы и воробьи: лакомством для них были пшено, семечки подсолнечника, хлебные крошки. Для синичек самым лакомым был кусочек сала.
Птицы ведут себя на кормушках по-разному. Воробьи часто ссорятся, отбирают корм друг у друга. Синички любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. Когда к кормушке подлетает крупная птица – ворона, сорока или голубь – маленькие птички отлетают в сторону.
Заметили, что большое количество птиц чаще всего прилетает к кормушкам в солнечную погоду в первую половину дня. Гораздо меньше птиц можно было наблюдать в пасмурную погоду и во второй половине дня. А вот в дождливую или в ветреную погоду – птиц не было совсем.
Подкармливая птиц, стали замечать, что птицы стали нас меньше бояться и подлетали к кормушкам даже тогда, когда мы были на участке.
Прогуливаясь по паркам и улицам города, подкармливали птиц в местах их большого скопления
Учитывая то, что наш город находится на берегу моря, не забыли и про птиц, обитающих на берегу. Нам стало интересно, а как же эти птицы переносят зиму? Чем питаются они: ведь их не встретишь в парках или в «птичьих столовых». Для этого мы отправились на самый отдаленный участок берега.
Им тоже нелегко приходится в холодное время года. Морские птицы ищут корм на берегу моря: веточки водорослей, выплеснутые морскими волнами, пытаются в море найти рыбу.
Заключение
1. С наступлением холодов естественного корма для птиц нет, поэтому они из садов, полей и лесов небольшими стайками переселятся в город ближе к человеческим жилищам в поисках корма
Зимой птицам голодно, поэтому они прилетают к кормушкам, и для того, чтобы накормить как можно больше птиц нужно много кормушек
2. Для каждого вида птиц нужен определенный вид корма: воробьям -семечки подсолнечника, пшено, хлебные крошки; синичкам - больше всего нравится сало
3. На кормушках птицы ведут себя по-разному: воробьи ссорятся из-за корма, синички радостно раскачиваются на веревочках с салом, голуби – торопливо собирают рассыпанный корм под кормушками или на площадках где люди рассыпают хлебные крошки и разные зерна
4. Зимой дни короче, чем ночь темнеет рано, поэтому птицы прилетают к кормушкам днем, а вечером спят нахохлившись, чтобы сохранить тепло
5. Птицы находятся постоянно в движении в поисках корма и чтобы не замерзнуть. Голодная птица может быстро погибнуть от холода