Наталья Лысенкова
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Такая разная пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 с. Шурскол»
Познавательно-исследовательская деятельность.
Проект «Такая разная пуговица»
Выполнила: воспитатель 1 квал. категории
Лысенкова Наталья Васильевна
2017-2018 год
Тип проекта: творчески-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный (ноябрь-май)
Участники проекта: воспитатель, дети группы, родители воспитанников.
Продукт проекта: мини-музей пуговиц в группе «Пуговкин».
Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности „Такая разная пуговица“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
• Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Организовать совместную поисково-познавательную деятельность детей, педагога и родителей;
• Развивать творческие способности дошкольников;
• Стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
• Обогащать сенсорный опыт детей;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать коммуникативные навыки;
• Формировать представления детей о многообразии видов пуговиц;
• Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
Планируемые результаты:
• Повышение познавательной активности дошкольников;
• Проявление творческих способностей;
• Умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Практический выход:
• Оформление мини-музея «Пуговкин»;
• Выставка коллективных творческих работ детей;
• Внутригрупповой праздник Пуговицы.
Актуально
ть:
Мы живем во времена высоких технологий и стремительных скоростей. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов с каждым днем пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем свое внимание на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой самые обычные, таят в себе много интересного. Подтверждением этому стала познавательно-исследовательская деятельность, проведенная воспитателем и воспитанниками с участием родителей в старшей группе «Непоседы» в рамках проекта «Такая разная пуговица».
- «Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание».
М. Ремарк
Идея создания проекта возникла в ходе сбора у детей коллекции пуговиц.
Организация деятельности участников проекта.
1. Подготовительный этап:
• Подбор и анализ информации по данной теме;
• Определение уровня сформированности представлений детей о пуговицах;
• Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности;
• Планирование предстоящей творческой деятельности, направленной на реализацию проекта.
На первом этапе работы над проектом предусматривал определение уровня сформированности представлений у детей о пуговицах. Для этого использовалось всего лишь два вопроса: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать?». Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности:
• Что такое пуговица?
• Что означает слово пуговица?
• Чем пользовались люди до появления пуговиц?
• Какие были первые пуговицы?
• Каких видов бывают пуговицы?
• Для чего используют пуговицы? (помимо застежки).
В соответствии с интересующими детей вопросами была выбрана тема мини-музея «Пуговкин», где дети совместно с родителями должны были собрать различные пуговицы для оформления музея. Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.
2. Основной этап:
• Образовательная, трудовая, продуктивная деятельность;
• Оформление мини-музея;
• Изготовление дидактических игр;
• Оформление альбома «Сказки о пуговицах»;
• Исследование и систематизация пуговиц для коллекции;
• Экспериментирование с пуговицами;
• Выполнение творческих работ с использованием пуговиц;
Второй этап строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Образовательную область осуществляла в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном проходило тогда, когда дети одевались на прогулку и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: «Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк».
В рамках трудовой деятельности детей я использую шнуровки, дети учились пришивать пуговицы. А во время свободной художественной деятельности придумывали свои пуговицы.
В результате реализации проекта дети подобрали большое количество различных пуговиц по форме, цвету, текстуре, материалу, размеру, структуре. Кроме того, они узнали происхождение слова «пуговица».
Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Такие как «Найди пару», «Какие лишние?», «Угадай на ощупь» и т. д. позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде. Ребята с большим удовольствием выкладывают узоры из пуговиц, дополняют отдельные картинки. Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра «Дизайнеры», во время которой дети старались подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью, штанам).
В ходе самостоятельной деятельности дети рассматривали пуговицы на своей одежде и одежде сверстников и пришли к выводу, что эти детали очень различаются между собой.
Дети самостоятельно проводили эксперименты: «Тонет или не тонет», «Притянет ли магнитом». Затем вместе с воспитателем делали интересные поделки с помощью пуговиц (дерево, воздушный шар, петушки).
На этапе продуктивной деятельности ребята вместе с воспитателем изготовили аппликацию «Чудо дерево». Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали красивые украшения из пуговиц (браслеты, бусы). Творческая деятельность захватила не только детей, но и родителей. Так к выставке творческих работ присоединились семейные работы из пуговиц.
Таким образом, на данном этапе дети узнали интересные факты из истории пуговицы, их классификацию, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о значении пуговиц в нашей жизни.
3. Заключительный этап:
• Создание мини-музея «Пуговкин»;
• Выставка творческих работ ребят;
• Внутригрупповой праздник Пуговицы.
На заключительном этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был оформлен мини-музей пуговиц «Пуговкин», в которой мы собрали многие образцы пуговиц, сгруппированные по функциям, видам, материалам.
Создание коллекции позволило представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, узнать из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закрепилось с помощью разнообразных игр: «Колечко», «Какой не стало?», «Цветная радуга».
Итоговым мероприятием проекта стал внутригрупповой праздник, посвященный пуговице. Он проходил в форме веселой эстафеты, забав с пуговицами. Дети с восторгом катали пуговицы – кто дальше, научились крутить пуговицы, находить их с закрытыми глазами среди различных предметов.
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать все больше и больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Главное, чему научил проект и детей, и меня – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
4. Презентация проекта:
Представление мини-музея «Пуговкин».
Выставка совместных творческих работ из пуговиц.
5. Заключение:
История пуговиц настолько захватила детей, что они стали самостоятельно создавать творческие работы, придумывать различные дидактические игры и включать пуговицы в разнообразную детскую деятельность (как предметы заменители).
Главное, чему научил проект детей и родителей – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
Итоги реализации проекта были продемонстрированы родителям и коллегам дошкольного учреждения.
6. Список используемой литературы:
1. О. В. Дыбина «Рукотворный мир».-М., 2001.
2. О. В. Дыбина «Что было бы… Игры-путешествия в прошлое предметов».-М., 2001.
3. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для практических работников ДОУ».-М., 2003.
4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.
5. Н. А. Рыжова «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.
Приложения 1
Формы и методы работы с детьми.
Образовательная деятельность:
Рассматривание картин с изображением пуговиц.
Рассказ из личного опыта «Как я научился застегивать пуговицы»
Составление описательного рассказа о пуговицах.
Использование пословиц и поговорок про пуговицы.
«Что из чего?»-проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов, из которых изготовлена пуговица.
«Сказки про пуговицу»-ознакомление с авторскими сказками.
Занятие «Волшебная пуговица».
Познавательная деятельность:
Беседы:
«Откуда появилась пуговица»
«История пуговицы»
«История возникновения пуговицы»
«Пуговицы-носители информации»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«На что похожа пуговица»
Цель: развитие сообразительности, внимательности при изучении формы пуговицы.
«Пуговичная мозаика»
Цель: выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу.
«Сосчитай-ка»
Цель: развивать умения детей в счете до 10 и обратно.
«Посмотри-укрась»
Цель: развивать умение декорировать модель платья и рубашки с помощью пуговиц на липучке.
«Пришей пуговицу»
Цель: развивать умение шнуровать по заданной схеме.
«Цветик-семицветик»
Цель: развивать умение составлять из пуговиц картинку по заданной схеме.
«Посади клумбу»
Цель: развивать умение собирать из пуговиц цветы с помощью лески, ниток.
«Геометрические фигуры»
Цель: умение детей составлять из пуговиц геометрические фигуры.
«Собери фрукты»
Цель: развивать умение заменять предметы заместителями.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин пуговиц»
«Ателье»
«Семья»
«Дизайнеры»
Продуктивная деятельность:
Рисование: рисование с использованием различных нетрадиционных техник (штамп, наброс, кляксография).
«Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор», «Дождик», «Дед Мороз», «Божья коровка», «Гроздья винограда».
Лепка: составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине.
«Солнышко», «Пирамидка», «Рамка для фотографий», «Мухомор», «Витамины в банке», «Наряжаем елочку».
Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием шнуровки, проволоки, палочек для коктейля.
Выкладывание из пуговиц различных узоров.
«Гусеница», «Бабочка», «Браслет для мамы», «Чудо-дерево», «Веселые человечки», «Горшочек с цветком».
Ручной труд: нанизывание пуговиц с помощью шнуровки, проволоки.
«Бусы из пуговиц», «Сад», «Бусы», «Кольцо», «Тарелка», «Сердечко».
Экспериментально-поисковая деятельность:
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, прозрачность, прочность, вес, текстура).
Эксперименты с пуговицами:
«Тонет-не тонет»
Цель: показать детям свойства материалов и их способность держаться на воде.
«Ломается-не ломается»
Цель: показать детям твердые и мягкие свойства пуговиц, сделанных из дерева, пластмассы, ткани, железа.
«Легкая-тяжелая»
Цель: показать детям зависимость веса от материалов, из которых изготовлены пуговицы.
Взаимодействие с семьей:
1. Родительское собрание «Мы уже большие» (протокол №1) о реализации предстоящего проекта.
2. Изготовление поделок из пуговиц.
3. Пополнение коллекции пуговиц.
4. Проведение конкурса внутри группы «Мы с мамой-рукодельницы».
Приложение 2
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная пуговица».
Программное содержание:
• Продолжить учить детей правильно называть цвет, форму, качество предметов.
• Уточнить знания детей о пользе и назначении пуговиц.
• Закрепить умение соотносить размер и форму пуговицы.
• Развивать творческое мышление, фантазию.
• Воспитывать самостоятельность, интерес к творчеству.
Предварительная работа:
• Разучивание пальчиковой гимнастики.
• Знакомство с пуговицами, назначением и пользой.
• Поделка из пуговиц.
Игры: «Найди такую же», «Больше-меньше», «Опиши пуговицу», «Вылои фигуру».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что вы слышите? (трясу коробку, в которой лежат пуговицы по количеству детей).
Дети: Треск, шорох, грохот, звон, шум и др.
Воспитатель: Как вы думаете, что может там лежать?
Дети: Камушки, горох, копеечки и т. п.
Воспитатель: Давайте откроем коробочку и заглянем в нее. Что там?
Дети: Это пуговицы!
Воспитатель: Возьмите каждый по одной пуговке, рассмотрите ее, погладьте пальчиками и скажите, какая она (разбирают пуговицы по желанию, уступая девочкам).
Саша, расскажи о своей пуговке, какая она у тебя? (по 2-3 слова, чтобы успели все дети рассказать).
Дети: Зелёная, большая, круглая, с дырочками и т. п.
После описания дети складывают пуговицы в коробочку.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны пуговицы?
Дети: Чтобы застегивать вещи.
Воспитатель: Посмотрите на мою пуговицу (маленькая, для легкой одежды). Как вы думаете, куда ее можно пришить?
Дети: На рубашку, платье, кофточку.
Воспитатель: А на пальто, шубу?
Дети: Нет, не будет держать.
Воспитатель: А если бы пуговиц вообще не было, можно было бы без них обойтись?
Дети: Да, есть замки-молнии, шнурки, кнопки.
Воспитатель: Правильно, без пуговиц можно было бы прожить, но они существуют
потому, что они такие разные, красивые, необычные.
Ребята, а что мы с вами умеем делать из пуговиц?
Дети: Картины, поделки.
Воспитатель: А вот сегодня мы с вами будем играть в волшебников. Знаете ли вы, кто такие волшебники?
Дети: Они делают чудо, волшебство.
Воспитатель: Вот и мы с вами будем сегодня творить волшебство. Но перед этим давайте разомнем свои пальчики, так как творить волшебство мы будем нашими ручками. Давайте вспомним свою любимую пальчиковую гимнастику о пуговках:
С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)
Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)
И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)
Пальчики наши готовы к работе. А что хранится у нас в этой коробке? (Воспитатель показывает на большую коробку.)
Дети: Пуговки.
Воспитатель: Что мы вчера делали с ними?
Дети: Мыли, сушили.
Воспитатель: Значит они у нас какие?
Дети: Чистые!
Воспитатель: Можно ли брать пуговицы в рот?
Дети: Нет, это не еда, можно нечаянно проглотить.
Воспитатель: Давайте искупаем свои пальчики в сухом – пуговичном бассейне перед работой. Валера, повтори, пожалуйста, где мы искупаем свои пальчики?
Кирилл: В сухом – пуговичном бассейне. (Дети купают пальчики в коробке с пуговицами.)
Воспитатель: А теперь подойдем к столам и станем, где кому будет удобно. Сегодня с помощью пуговиц мы будем превращать карточки, которые у вас на столе, в волшебные картинки. Но чтобы получилось волшебство, каждой пуговке надо найти свое место. Посмотрите на свою карточку. В ней углубления, большие и маленькие, круглые и квадратные, всякие. Подберите к каждому углублению свою пуговку, чтобы она подошла точно по размеру и форме. Только тогда ваша картинка оживет. Всем понятна задача? Приступаем к волшебству.
У кого, что получилось?
Дети: Цветочек, домик, гриб, машина, зайчик, божья коровка, елка, рыбка.
Воспитатель: Разве это не чудо? Из простых пуговиц и карточек смастерить такие прекрасные картинки? Мы потом приклеим пуговицы, и картины можно будет повесить на стену или подарить кому-нибудь. На этом наше занятие подошло к концу.
Рефлексия: Что больше всего запомнилось?
Что для вас было труднее всего?
Приложение 3
Мини-музей «Пуговкин» в старшей группе. Пополнение пуговиц, застежек ведется совместно с родителями воспитанников.
Самые первые и старинные пуговицы тоже присутствуют в нашем музее.
В мини-музее имеется подборка сказок о пуговицах.
Поделки родителей вместе с детьми «Петушок».
Коллективная работа детей «Чудо-дерево».