Папки-передвижки

Проект «Почемучки — экспериментаторы. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»

Асия Калина
Проект «Почемучки — экспериментаторы. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект : «Почемучки – экспериментаторы»

Тема: «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы : песок, воздух и вода».

Воспитатель: Калина А. Х.

2017 год

Тип проекта : познавательно – исследовательский.

Публикация «Проект „Почемучки — экспериментаторы, Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы“» размещена в разделах

Актуальность: Почему дует ветер? Откуда бежит вода? Как пересыпать песок? Десятки и сотни вопросов задают маленькие почемучки взрослым. Обычно мы просто открещиваемся от них, иногда, углублённые в свои мысли, что-то отвечаем, иногда они заставляют нас задуматься. И в самом деле, как объяснить ребёнку, почему от ветра всё колышется и откуда берутся мыльные пузыри?. Пройдут годы, прежде чем малыш будет готов воспринять научную картину мира, узнает и поймёт те внутренние механизмы, которые лежат в основе заинтересовавших его процессов. Но малыш не может и не хочет ждать: ответить ему нужно сейчас. Чтобы дети сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы, я решила начать с ними исследовательскую работу по неживой природе : «Почемучки – экспериментаторы».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает связать отдельные представления в целостную картину мира.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Сроки реализации: 2 недели (краткосрочный)

Цель проекта : развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении;

- развивать навыки экспериментирования, любознательность, наблюдательность;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с объектами неживой природы.

Ожидаемый результат:

- формирование представлений детей об объектах неживой природы : песок, воздух и вода;

- формирование познавательного интереса к опытам, играм, экспериментам;

- обогащение словарного запаса;

- воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Этапы реализации проекта :

1 Этап: Подготовительный.

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме: «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы : песок, воздух и вода».

2. Пополнение уголка по опытно – экспериментальной деятельности.

3. Подготовить информацию для родителей по темам:

- анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»

- памятка для родителей: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

- консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в саду»

2. Этап: Основной.

1. Привлечение родителей :

- к пополнению уголка по опытно – экспериментальной деятельности.

- к проведению опытно – экспериментальной деятельности в домашних условиях.

2. Реализация проекта.

Работа с детьми.

В опытно – экспериментальной деятельности, дети с довольствием познают окружающий мир, задают много вопросов, находят ответы, получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. В своем проекте я проводила опыты, игры и эксперименты с песком, воздухом и водой.

Планирование опытов, игр и экспериментов по теме : «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы : песок, воздух и вода».

Песок.

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Печём печенье» дети пробовали слепить «угощение из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце проделанной работы мы с детьми пришли к выводу, что мокрый песок принимает любую форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются отпечатки, следы. При проведении опыта «Сеем, сеем, просеиваем», ребятам было предложено пропустить через сито мокрый песок, а затем сухой – дети пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Еще интересным для ребят было обнаружить в уголке по экспериментальной деятельности – лупу. Всем ребятам было интересно узнать, что это такое? Мною было предложено посмотреть через лупу на песок. Кто - то из ребят сказал: я сыщик. Как здорово сказала я. Сегодня все детки превращаются в сыщиков, которые будут находить маленькие песчинки. Рады были все. А в заключение включила детей в трудовую деятельность. Сбор песка в песочницу.

Воздух.

При проведении дидактической игры «Поймай воздух, дети «ловили воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. Проводя игру «Мой веселый звонкий мяч», дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. В опыте «Буря в стакане» ребятам было предложено дуть через трубочку из - под коктеля в стакан с водой. Проведя опыт дети увидели, что вода вымещает воздух. Экспериментирую с ленточками, дети убедились в том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Вода.

С помощью дидактических игр: «Помоем ручки», Помощники», дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище если их помыть водой. Проводя эксперименты : «Тонет не тонет», «Что как плавает?» и т. д, дети пришли к выводу, что в воде могут тонуть предметы, что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой. Хочу выделить один из полюбившихся опытов для детей «Водичка сладкая, водичка солёная», ребята с удовольствием добавляли в воду сахар, соль пробовали на вкус. При добавлении сахара в воду, дети говорили, что вода стала сладкой. А при добавлении соли – не вкусной. Не могу не сказать о том с каким удовольствие поливают ребята цветы.

3. Этап: Заключительный.

1. Оформление коллажа.

2. Презентация проекта : «Почемучки – экспериментаторы»

Вывод: Все, то окружает малыша – воздух, вода, песок ит. д. вызывает у него интерес. Дети любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами. Нам же взрослым все время кажется, что маленькие дети не смогут всерьёз научиться важным вещам. Однако это не так. В процессе исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребёнок приобретает богатый опыт. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться. Роль взрослого в этом процессе заключается в следующем, без замедления показать ребёнку, как нужно делать правильно. В результате реализации летнего проекта : «Почемучки – экспериментаторы», можно твердо сказать, что дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы. Ребята с большим интересом и увлечением были вовлечены играми, опытами и экспериментами. Организуя всё это, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша взаимодействия

Таким образом, анализ проведенной работы позволят убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Хочу отметить, что родители тесно взаимодействовали с детьми и мною в данном проекте.

Литература

1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управления ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92.

3. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

4. Рыжова П. Игры с водой и песком. Обруч, 1997. - № 2.

5. Соловьёва Е. Как организовать поисковую деятельность детей. Дошкольное воспитание. № 1, 2005.

6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. Дошкольное воспитание, 2007. № 6. С. 13 – 16.

Приложение 1

Игры с песком

Цель: знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно – гигиенические навыки.

Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.

Игры с песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.

Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.

Игры с песком

• Сухой – закапывание предметов в песок

• Строительство пирамидок

• Рисуем палочками на песке

• Пересыпание песка из ладошки в ладошку

• Пересыпание с мельницы

• Сырой песок – печем печенье

• Закапывание, раскапывание игрушки в песке

• Строительство дорожки, горки

• Оставь свой след на песке

• Укладывание дорожек из камушков на песке

«Печём печенье»

Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый, что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации игра).

В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

«Посыпали»

Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).

«Следы»

Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки (форма организации – игра).

«Песчинки»

Цель: Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке)

Игры с сухим песком на участке:

«Сеем, сеем, просеиваем»

Цель: учить действовать ситечком – просеивать песок;

В данной игре воспитатель учит детей просеивать песок через сито: нужно крепко держать сито за ручку, аккуратно делать движения рукой в разные стороны, таким образом, песок просеивается.

«Рисуем палочкой на песке»

Цель: побуждать детей к творчеству

Воспитатель предлагает ребенку порисовать, только не карандашами, а волшебной палочкой

Приложение 2

Игры о воздухе:

«Поймаем воздух»

Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).

«Наберём воздух в стакан»

Цель: Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).

«Выпустим воздух из стакана»

Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)

«Буря в стакане»

Цель: Дать детям представление о том, что воздух легче воды. (форма организации – игра).

«Утопим игрушку»

Цель: Дать представление детям о том, что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).

«Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)

«Сделаем ветерок»

Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Приложение 3

Игры с водой:

Цель: знакомить детей со свойствами воды.

Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой :

• Тонет не тонет

• Растворяется (краска, гуашь)

• Вылавливание предметов сочком

• Купание игрушек

• Рыбалка

Игра-эксперимент «Переливалочки»

Цель: научить малыша переливать воду из одной емкости в другую.

Материалы: набор игрушечной посуды, маленькая губка.

Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край.

С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.

Игра-эксперимент «Ловим шарики»

Цель: научить малыша ловить плавающие в воду шарики.

Материалы: миска с водой, 10 теннисных шариков, ситечко.

Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.

Игра-эксперимент «Что как плавает»

Цель: научить малыша исследовать плавучесть разных предметов.

Материалы: миска с водой, набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.)

Взрослый предлагает ребё нку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия

«Помоем ручки», «Умоем куклу, «Поймай ручки».

Цель: Учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. (Форма организации – предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты).

«Водичка-водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).

«Напоим куклу чаем»

Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).

«Чистые ручки»

Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).

«Помощники»

Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).

«Прятки»

Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной. (форма организации опыт).

«Разноцветная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).

«Что получится»

Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).

«Вкусная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус (форма организации - опыт).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста. Цель способствовать.

Методическая разработка «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования» Методическая разработка по направлению познавательного развития детей «Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение осенью за объектами природы в группе раннего возрастаНаблюдение осенью за объектами природы в группе раннего возраста Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми. В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой Цель: - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности. Задачи: - развитие трудовых.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством экспериментальной деятельности «Лаборатория неживой природы»Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством экспериментальной деятельности «Лаборатория неживой природы» Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе.

Ознакомление с правилами дорожного движения детей младшего дошкольного возраста Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Этапы работы по теме самообразования. 3. План работы по теме самообразования. 1. Пояснительная.

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста «Лаборатория неживой природы» (2–3 лет) Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Тема проект: «Лаборатория неживой.

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы»Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы» Проблема: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать.

Краткосрочный проект «Дары природы» для детей младшего дошкольного возраста Тема проекта: «Дары природы» Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста имеют совсем маленькое представление о дарах природы, а именно,.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Почемучки — экспериментаторы. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»
Опубликовано: 6 января 2018 в 08:42
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Почемучки — экспериментаторы. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»» (включая файлы) размещена пользователем Асия Калина (УИ 1413360) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД