Татьяна Анатольевна Шарычева
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Публикация «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой» размещена в разделах
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные особенности. Стремление ребенка сделать что – то самостоятельно и является фактором важным в становлении его личности.
Ознакомление детей в младшем возрасте с природой - это начало формирования экологической культуры (Которая побуждает интерес к природе, растениям, животным и к самому себе)
В младшем возрасте идёт элементарное освоение природоведческих знаний о растениях и животных.
Приобщение ребенка к элементарному труду -это формирование элементарных представлений о природе и воспитании у ребенка элементарного чувства, ответственности на всё живое. У детей этого возраста просматривается накопление знаний, если детей систематически знакомят с разнообразными растениями и животными которые его окружают. Если воспитатель вовлекает его в практическую деятельность, по подержанию жизни растений предоставляя возможность наблюдать за ростом, развитием и различными проявлениями в разны х условиях.
Так же дети в младшем возрасте начинают понимать взаимодействия человека с природой он понимает что он живое существо, который нуждается в необходимых жизненных условиях. Понимание этих условий может быть связанно с конкретными его примерами, которые его окружают:
• наблюдения за природой на прогулке за птицами, за насекомыми, за падающими снежинками ит. д.
• ухаживание за растениями вуголке природы иведение календаря природы.
• показ действия на личном примере, объяснения;
• игровой процесс (ручной труд, упражнения)
• чтение литературных произведений «Мойдодыр» и т. п.
Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).
Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Детям интересно смотреть и слушать, как шуршат и развеваются бумажные ленты на ветру, как летит подхваченная им пушинка или крутится разноцветная вертушка. Чтобы восприятие явления было образным, желательно читать детям выдержки из литературных произведений. Например, наблюдая за первым снегом можно прочитать стихотворение Е. Тургенева «Первый снег» или И. Сурикова «Зима».
Слова воспитателя должны способствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере. Например, при повторных наблюдениях снегопада педагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихо кружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой». Или рассматривая с малышами березку в осеннем уборевоспитатель сообщает: «Посмотрите на березку, листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бывает осенью».
Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь-картинку «Какая сегодня погода». Для этого следует заготовить набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Поэтому их лучше нарисовать, чем подбирать из журналов. Содержание их отражает основное состояния растительного мира для каждого сезона отдельно. Например, для осени может быть набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющие деревья; пасмурная погода в начале осени; дождь, на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная погода, почти голые деревья. Набор картинок в таком объеме подходит для второй младшей группы. Для средней группы их количество можно увеличить – добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице.
Большое значение имеют беседы о занятиях родителей.
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д. (используются игрушки животных).
Важным методом экологическое воспитание является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги “Экология в картинках” : само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном - все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребёнку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Труд в уголке природы, на участке детского позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. В младшем возрасте проводится индивидуальная форма работы с подгруппами, также проводятся в режимных моментах дидактические игры, используя при этом живые цветы и их иллюстрации.
Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и в среде людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.
Руководя трудом, необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Не следует упрекать малышей за медлительность и за то, что не все у них получается так, как надо. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде. Навыки, сноровка, опыт, придут постепенно, а на первых порах важно вызвать интерес к деятельности.