Евгения Пантусова
Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы. Обогащать представление об объектах неживой природы.
Цель проекта:
Как познакомить детей с неживой природой? Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.
Задачи проекта:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Лаборатория неживой природы“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Исследовательская деятельность
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость.)
2. Привлекать детей к активной экспериментальной деятельности;
3. Развивать творческие способности детей, любознательность;
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Реализация проекта через виды деятельности:
1. Познавательно – исследовательскую.
2. Игровую.
3. Социально-коммуникативную.
4. Художественно – продуктивную.
5. Трудовую деятельность.
Методы, приёмы:
1. Наблюдение;
2. Обследование;
3. Беседа, рассказ воспитателя, загадки;
4. Вопросы проблемного характера;
5. Опыт.
Ожидаемые результаты:
•Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
•Обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
•Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Реализация проекта:
Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению проводилась с сентября- апрель, 2-3 раза в месяц по 10минут.
Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования».
Во время экспериментов не упускались и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (убрать оборудование, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I этап проекта: подготовительный
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
4. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом.
II этап проекта: основной
Работа с родителями
1. Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье". Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье; исследовать условия совместного детско-родительского эксперимента.
2. Консультация"Памятка для родителей «Экспериментирование с водой». Цель: познакомить экспериментированием с водой дома.
3. Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях". Цель: организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
4. Консультация"Памятка для родителей «Экспериментирование с песком». Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
5. Консультация"Памятка для родителей «Экспериментирование с воздухом». Цель: познакомить экспериментированием с воздухом дома.
Работа с детьми
"Что в пакете?"
Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
"Игра с соломинкой"
Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
«Игры с воздушными шариками»
Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
"Вода - волшебница"
Цель опыта: Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах).Материалы: гуашевая краска.
"Сквозь сито"
Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
"Свойства снега"
Цель опыта: Ознакомление со свойством снега при повышении температуры таять, тает и переходит в жидкое состояние – воду
Открытое занятие «Удивительный песочек»
Цель занятия: дать представления о свойствах песка.
"Чудесные фигурки"
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
"Сравнение свойств песка и камней"
Цель опыта: Расширить и углубить представления детей об окружающем мире
"Легкий - тяжелый"
Цель опыта: Показать, что камни бывают легкие и тяжелые, большие и маленькие.
III этап проекта: заключительный
Проведение диагностики
Отчёт на педсовете
Заключение.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности воспитанников.
Использованные методы и приёмы способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.