Вера Зубкова
Проект «Почему надо воду беречь»?
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему надо воду беречь»
ВЕЛИЧКО Валерия Витальевна
Краснодарский край, Тбилисский район, станица Нововладимировская
МБДОУ д/с № 10 «Ивушка», подготовительная к школе группа
Познавательно – исследовательский проект
Тема: «Почему надо воду беречь».
Воспитатель: Зубкова Вера Александровна, МБДОУ д/с № 10 «Ивушка».
«Аннотация»
Публикация «Проект „Почему надо воду беречь“?» размещена в разделах
Обостренное внимание к экологическим проблемам водных ресурсов, от решения которых зависит будущее каждого человека, стало причиной, побудившей формировать у дошкольников представление о значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости этого, не раскроем всей проблемы. Целью нашего проекта является воспитание бережного отношения к пресной воде. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство с физическими свойствами воды и как необходимо беречь воду и для чего. Проект позволяет расширить представления детей о воде, о ее ценности и пользе; ознакомить с процессом экономии воды; развивать умение наблюдать, сравнивать, подводить итоги.
Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей, и всех, кто заинтересован проблемой ознакомления детей дошкольного возраста со значением воды в жизни человека.
Введение
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: «Почему воду надо беречь».
Цель работы: воспитание бережного отношения к пресной воде.
Задачи:
Узнать о запасах пресной воды.
Выяснить, где мы теряем воду.
Определить, как устранить потери воды.
Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Приблизительная продолжительность проекта : краткосрочный – 2 недели.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта :
Технологии – оборудование:
1. Фотоаппарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер;
Другие: магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.
Ресурсы: Проведение экскурсии к реке, водоканалу.
Методы:
самостоятельное обдумывание,
чтение книг,
поиск информации в Интернете,
наблюдение,
эксперимент.
Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.
Информация из Интернета.
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.
2 % воды - это льды.
1 % воды – это пресная вода.
3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %).
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
24-30 % - грунтовые воды.
0,5 % - атмосферная влага.
0,5 % - поверхностные воды.
Интересные факты о воде.
- Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды;
- Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту;
- Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;
- Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки;
- На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды;
- При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды;
- При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды;
- Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;
- Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;
- Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.
ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап.
1. Подборка материала, пособий, экспериментов и опытов по теме.
2. Проведение беседы с ребё нком в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».
3. Чтение ребё нку сказки о воде: Б. Заходер «Как люди обидели реку».
4. Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя». (Приложение № 1)
Исследовательский этап.
В течение проекта ребё нок вместе с взрослым:
Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
Беседует: «Как мы бережем воду дома», «Как она попадает в кран».
Знакомится с водой и ее свойствами.
Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.
Было проведено наблюдение за краном, который был неплотно закрыт и выяснили, что за 1 минуту утекло - 6 капель воды; за 1 час - 35 мл воды; за 1 сутки – 840 мл; за 1 месяц – 25л 200мл воды.
Эксперимент «Отношение к воде»
Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги. (Приложение 2)
Интервью «Свойства воды»
Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды: прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.
Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой. Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды, мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.
Вопросы: 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2. Должен ли каждый человек беречь воду?
Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. (Приложение № 3)
Проведение опытов и экспериментов:
Первый опыт. (Приложение №4)
Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.
Второй опыт. (Приложение № 5)
Цель: Выяснить, может ли иголка или шашки удержаться на поверхности воды.
Третий опыт. (Приложение № 6)
Цель: Выяснить, сгорит ли свеча в воде до конца.
Четвёртый опыт. (Приложение № 7)
Цель: Выяснить, как поведёт себя яйцо в пресной и солёной воде.
Пятый опыт. (Приложение № 8)
Цель: Можно ли склеить бумагу водой?
Шестой опыт. (Приложение № 9)
Цель: Для чего человек использует воду?
Седьмой опыт. (Приложение № 10)
Цель: Пар это тоже вода.
Восьмой опыт. (Приложение № 11)
Цель: В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.
Девятый опыт. (Приложение № 12)
Цель: Вода необходима для жизни и роста растений.
Заключение.
В ходе реализации проекта мы (педагоги и родители) расширяли знания детей о воде, знакомили со свойствами воды, нацелили на рациональное использование воды, бережное отношение к ней.
Чтобы сократить потери воды, надо :
-не оставлять краны открытыми;
-следить за исправностью кранов;
-регулировать силу струи воды;
-мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
-выключать воду, пока чистим зубы;
-уменьшать напор, когда моем посуду;
-в унитазе снизить уровень заполнения;
-мыть посуду в чашке.
Правила бережного отношения к воде.
Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.
Список используемой литературы:
1. Жизнь вокруг нас / Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание / Алексеева Е. Н. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
3. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание / Бобылева Л. К. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
4. Добро пожаловать в экологию/ Воронкевич О. А. - С-Пб. : «Детство-пресс», 2001.
5. Наш дом – природа. Волшебная вода / Н. А. Рыжова - М, 1997.
Приложение № 1
1. Сказка о воде «Как люди обидели реку».
Б. Заходер
Рассказ «Как люди речку обидели»
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
2. Просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя».
Приложение № 2
Эксперимент «Отношение к воде»
Приложение № 3
Интервью «Свойства воды»
Ответы да нет не знаю да нет не знаю
Родственники 5 0 2 7 0 0
Соседи 6 0 1 5 1 1
Приложение № 4
Первый опыт.
Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.
Вывод: Объём воды увеличивается.
Приложение № 5
Второй опыт.
Цель: Выяснить, может ли иголка или шашки удержаться на поверхности воды.
Вывод: Вода способна удержать иголку и шашки на поверхности.
Приложение № 6
Третий опыт.
Цель: Выяснить, сгорит ли свеча в воде до конца.
Вывод: Свеча сгорела до конца.
Приложение № 7
Четвёртый опыт.
Цель: Выяснить, как поведёт себя яйцо в пресной и солёной воде.
Вывод: В пресной воде яйцо тонет. В соленой воде – всплывает на поверхность. Если вливать по очереди пресную и солёную, яйцо плавает в толще воды.
Приложение № 8
Пятый опыт.
Цель: Можно ли склеить бумагу водой?
Вывод: Вода обладает склеивающим действием.
Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются.
Приложение № 9
Шестой опыт.
Цель: Для чего человек использует воду?
Вывод: Человек использует воду в разном направлении.
Приложение № 10
Седьмой опыт.
Цель: Пар это тоже вода.
Вывод: Вода испаряется.
Приложение № 11
Восьмой опыт.
Цель: В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.
Вывод: Сахар в воде растворился, и получилась сладкая вода. Вода – меняет цвет.
Приложение № 12
Девятый опыт.
Цель: Вода необходима для жизни и роста растений.
Вывод: выращенные цветы на участке, благодаря поливанию водой они
получили хорошее питание и выросли.