Яна Васильева
Проект «Берегите воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад №»12
Проект по экспериментальной деятельности
в старшей группе
Тема: «Берегите воду!»
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Выполнила воспитатель: Васильева Я. С.
Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта : дети старшей группы №12 родители, педагоги.
Срок реализации проекта : 3 месяца.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология воды. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Актуальность:
Среди всех веществ, имеющихся на Земле, вода, благодаря своеобразию своих физических и химических свойств, занимает исключительное положение в природе и играет особую роль в жизни человека. Вода – единственное вещество, встречающееся в огромных количествах в естественных условиях во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Основы правильного, бережного отношения к окружающему миру необходимо закладывать в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст обладает большими возможностями и перспективами. Именно на этом этапе, на этапе дошкольного детства ребенок получает элементарные представления о природе, у него закладываются элементарные экологические представления. Но это происходит это только при условии, если взрослые сами обладают экологической культурой, понимают общие для людей экологические проблемы, сознательно к ним относятся и помогают маленькому человеку понять закономерности. Реализация проекта «Берегите воду» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
ПО результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что в нашем населённом пункте не хватает питьевой воды (особенно в летний период); детям интересно было бы узнать, от куда берётся вода в кране, какими свойствами она обладает, какие превращения происходят с водой, какое значение имеет вода для всего живого и как нужно беречь воду. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир.
Цель проекта : расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Задачи:
1 Знакомство со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др.
2. Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть).
3. • Дидактическая игра «Опасно- неопасно»
4.• Дидактическая игра «Назови реки»
5• Оформление памятки «Гигиена рук»
• Оформление папки «Правила безопасного поведения во время оттепели
6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Предполагаемый результат:
1. По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде, её свойствах; на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни.
В ходе работы над проектом использовались различные виды детской деятельности:
1. элементарные опыты и эксперименты
2. игры и игровые обучающие ситуации
3. исследования
4. создание книги о воде
5. наблюдения
6. Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
• Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
• У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
7. прослушивание музыкальных произведений
8. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
9. У детей пополнился словарный запас.
10. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
11. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
12. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Старшая группа:
1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Подготовка к реализации проекта :
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
3. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.
5. Подбор комплексов физкультминуток.
6. Составление консультаций для родителей.
7 Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
8. Составление картотеки опытов с водой;
9. Подготовка оборудования для опытов с водой.
. Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
2. Консультация для родителей: «Экспериментируем дома Консультация для родителей: «Неизведанное рядом»
3. Консультация для родителей «Волшебная водичка».
4. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».
5. Буклеты для родителей «Водные процедуры».
6. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».
7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.
8. Подбор материалов, предметов для коллекций.
9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».
10. Создание альбома «Мир воды»
11. Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения на воде». 1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель) : проводят опыты на выявление свойств воды и создают плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды).
Этапы реализации проекта :
I Этап- исследовательский:
1.. Рейд «Берегиня».
В течение проекта дети вместе с воспитателями:
• 1. проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды во всех помещениях ДОУ.
• результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.
• проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
• беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».
2. Рассказ воспитателя:» о- воде и как ее беречь.»
3. Выдвижение детьми собственных гипотез.
4. Сбор материала и информации для реализации проекта.
II Этап- технологический:
1. НОД «Волшебница- вода»
2. Сюжетно-ролевые игры: Моряки»,«Пароход», «Морское путешествие»
3. Просмотр мультфильмов В порту», «Мореплавание Солнышкина»,»Катерок»
4. Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
5. Практическая НОД– экспериментирование «Свойства воды»
6. Конкурс рисунков «Аквариум» - «Где живет капелька –вода»
7. Конкурс стихов о явлениях природы (дождь, туман, тучи, град, облака и
т. д.)
8.» Беседы на темы:
• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
• А еще кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
9. Роль воды в появлении жизни на Земле».
10.». Дидактические игры: «Ходит, плавает, летает», «Сравним воду», «Кому нужна вода?»
3. Заключительный этап:
Диагностика;
Выставка рисунков «Вода – капля жизни»;
Экологическая экскурсия к искусственному водоему
Описание инновационной педагогической деятельности
Данный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Деятельность в рамках данного проекта способствовала не только познавательному развитию детей, но и их нравственному воспитанию, сформировала положительные эмоции, объединила взрослых и детей общими целями.
Задачи
1. Образовательные
- ввести в словарь понятие «водохранилище»;
- активизация словаря: пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;
- обогащение словаря: водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы.
- обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;
- познакомить с некоторыми свойствами воды.
2. Развивающие
- развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
- развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
3. Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к воде.
Опыты - эксперименты в «Лаборатории» :
Опыт №1. «Вода жидкость»
Опыт № 2. «Вода не имеет формы»
Опыт №3 «Вода прозрачная»
Опыт №4 «У воды нет вкуса»
Опыт №5 «У воды нет запаха»
Опыт №5 «Тонет - не тонет»,
Опыт №6 «Круговорот воды».
Опыт №7.
Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).
- А ещё вода, может быть вот какой:
Предлагаю опустить руки в тазики.
- Что вы чувствуете?
- Отчего вода разной температуры?
- Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).
Заключение:
- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?
Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.
Выполнение проекта
Месяц Темы экспериментирований Задача игры - экспериментирования
Сентябрь 1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок
2. Замерзшая вода, тающий лед.
3. Разноцветные шарики.
4. Прозрачная вода.
5. Вода принимает форму. 6. Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
7. Игры: «Море волнуется «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
8. Беседы на темы:
• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
• А еще кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
9. Чтение художественной литературы: Словесные игры:«Придумай предложение», «Какая вода»(подбор прилагательных, «Было-будет»(глаголы прошедшего и будущего времени);
10. Заучивание пословиц и поговорок о воде.
1. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
2. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
3. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
4. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
5. Загадки: Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
октябрь
1. Какие предметы могут плавать?
2. Делаем мыльные пузыри.
3. Подушка из пены.
4.«Роль воды в появлении жизни на Земле».
5.«Что мы знаем о воде-водице?
6. Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. (обработки современных композиторов)
7. Просмотр мультфильмов В порту», «Мореплавание Солнышкина»,»Катерок»
1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.
2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.
3. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).
4. Опыты:«Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
5.» Художественное творчество: «Обитатели озера»
Ноябрь 1. Звенящая вода.
2. Что растворяется в воде?
3. Чтение художественной литературы: С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька».,
4. Дидактические игры: «Ходит, плавает, летает», «Сравним воду», «Кому нужна вода?»
5. Сюжетно-ролевые игры: Моряки»,«Пароход», «Морское путешествие»
1. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
2. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
3. Чтение художественной литературы: Э. Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г. К. Андерсена «Дюймовочка».
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5. Интернет ресурсы.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004 год.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.
8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.
9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском СА
10. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. Москва. «Мозаика- Синтез».2004г.
11. СоломенниковаО. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Москва.» Мозаика
Приложение 1
Потешки о воде
От прозрачной водицы
Всё улыбками искрится!
От чистой-чистой водицы
Веселей цветы и птицы!
Танюша умывается,
Солнцу улыбается!
***
Водичка-водичка,
Умой Анюте личико,
Аня кушала кашку,
Запачкала мордашку.
Чтобы Анечка была
Чистой, чистенькой всегда,
Помоги, вода-водичка,
Умыть Анюте личико.
***
Ладушки, ладушки,
Моем с мылом лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
***
Теплою водою
Чисто руки мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
***
Мы проснулись-потянулись,
Нежно маме улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться уже пора!
Прозрачная водичка
На заспанное личико,
Волшебный ручеёк из сказки
Нам на носик и на глазки,
А, водичка из кадушки
На наши щёчки и на ушки,
Вот и дождичек из лейки
Нам на лобик и на шейку.
Тёплый ливень с тучки
Нам на маленькие ручки.
Вот какой я стал чистюля!
Поцелуй меня, мамуля!
***
Саша, Настенька и Женька,
Мойте ручки хорошенько.
Не жалейте, дети, мыла.
Я вам стол уже накрыла.
***.
***
Ручки, Ваня, мой перед едой,
Грязные ручки грозят бедой.
***
Что такое чистым быть?
Ручки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Нужно умываться по утрам
Да еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Почему блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне нужна еще сноровка,
Чтобы чистить зубки ловко.
Любят волосы расческу,
Хороша моя прическа.
***
Чище мой ручки, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
***
Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана.
Я сама теперь умею
Вымыть личико и шею.
***
Буль, буль, буль, карасики.
Купаем Катю в тазике.
Рядом с Катей лягушата,
Рыбки, утка и утята.
***
Кто тут будет купаться – куп-куп,
В водичке плескаться – хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыгай – прыг-прыг,
В ванне ножкой дрыгай – дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться,
Вся грязь куда-то денется.
***
Ах, водичка-вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытремся мы очень быстро!
***
,
Загадки про воду :
Сама не пьет, а нас заставляет. (Вода).
Очень добродушная – мягкая, послушная. Но, когда захочет, то камень источит. (Вода).
Она – и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит И стеклянной может быть. (Вода)
Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает. (Вода).
Экскурсия к искусственному водоему на территории детского сада
«Делаем мыльные пузыри»
«Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы»
Играем в подвижную игру:»Море волнуется раз»