Ольга Лобанова
Почему надо учить шахматам маленьких детей? Шахматы в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребёнок достиг четырёхлетнего возраста, и Вы учите его считать свои пальчики, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. В этом же возрасте можно познакомить малыша с шахматной военной игрой и обучить правилам хода и боя фигур. Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.
Шахматы в детском саду.
«Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры»
Публикация «Почему надо учить шахматам маленьких детей? Шахматы в детском саду,» размещена в разделах
- писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
Шахматы многогранны. И за столько веков своего существования она не потеряла ни капли своей уникальности. Это и игра, и спорт, они включают в себя элементы науки и искусства. Но сегодня мы поговорим не об игре, как вы себе её представляете, а как об эффективном средстве интеллектуального развития детей. Конечно же, шахматы для детей – это прежде всего игра, а игровая деятельность в дошкольный период существенно влияет на формирование психических процессов, а также в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Они положительно влияют на совершенствование у детей таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, логическое мышление. У детей, играющих в шахматы, развивается интуиция, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, повышается скорость интеллектуальной реакции. Игроки в шахматы состязаются разумом, эта игра не терпит легкомыслия.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, изобретательности. При игре мозг начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Совершенствуют такие качества как усидчивость, внимание, самостоятельность терпеливость, бороться с проигрышами, неудачами. Шахматы учат предвидеть результаты своей деятельности.
Особого внимания в процессе обучения шахматами детей в возрасте 5-7 лет заслуживает развитие внутренней речи, т. е. способности действовать в уме. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления и является важнейшим показателем общего развития психики человека, т. к. мышление неразрывно связано с речью. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Целенаправленно эта способность в общеизвестных системах обучения не формируется, поэтому часто взрослые испытывают трудности в объяснении своих мыслей, им сложно перейти от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому и скорее это не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой и как говорится в известной поговорке: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Во время шахматных занятий дети начинают с непосредственного передвижения фигур на шахматной доске, далее переходят к передвижению их в уме. Сначала в уме делаются отдельные ходы, а затем и целые варианты шахматных партий.
Поэтому и начинать мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном ребёнку. Все шахматные занятия проводятся в игровой форме (веселые человечки учатся играть в шахматы, и мы им помогаем).
1. Вся моя программа основывается на разработках Сухина Игоря Георгиевича. Он является канд. пед. наук и единственного официально одобренного курса преподавания шахмат в школе. Он разработал новый, нестандартный подход к процессу обучения азам древней игры, который позволяет приобщить к ней детей от 2,5 лет. И главная цель – не обучить будущих чемпионов игре в шахматы (какой вы её себе представляете, а сколько привить интерес к игре. Заинтересовать, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим разобраться в силе фигур. И главное, содействовать формированию качеств необходимых для успешной учебы, создать психологическую готовность к школе.
Главный мой подход – шахматы для общего развития, в этом я (и ведущие педагоги) видим смысл обучения шахматным азам!
2. В зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель урока, теоретическая подготовка, практические упражнения. Материал излагается последовательно в определенном логическом порядке и подчиняется главному педагогическому принципу – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Для того, чтобы привлечь малышей к миру шахмат, сделать знакомство и с игрой шахматных фигур поистине увлекательной и незабываемой, занятия проходят как увлекательная игра в непринужденной для детей обстановке, со множеством средств. Это демонстрационная доска, комплекты шахмат, рабочие альбомы и тетради, печатные диаграммы для решения задач и этюдов. Игровые занятия сочетаются с рисованием, лепкой, чтением стихов, обучению счету. Используется сказочно-игровой метод очеловечивания шахматных фигур.
Что характерно для детей младшего дошкольного возраста? Внимание ребенка развито, но оно не устойчиво, поэтому, даже очень увлекательной деятельностью он увлечен не более 15 мин. А часто встречается, что и на 5 мин. ребенок не может сосредоточиться. Если это закрепится, то в школе будут большие проблемы. Поэтому внимание необходимо тренировать, но, не переутомляя его одним и тем же занятием. Объём внимания в 4 года не велик и ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами, т. е. он может действовать одновременно с 2-3-мя предметами сразу, не более. Часто бывает, что удержать в поле своего внимания 2 предмета бывает ребенку не под силу. Поэтому, предлагая ему различные задания, надо стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам или действиям. И что особенно важно – у маленьких деток «размах зрения» очень сужен, ему сложно одновременно следить за предметами, стоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы предметы располагались ближе друг к другу.