Валентина Верзакова
Проект по здоровьесбережению «Здоровье — это здорово»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Приданниковский детский сад комбинированного вида №5»
Проект
по здоровьесбережению
«Здоровье-это здорово»
Срок реализации: март, апрель 2021 г.
Вид проекта : долгосрочный
Возраст детей: дети 6 года жизни
Подготовила:
Верзакова Валентина
Александровна, воспитатель, 1 КК
2021 г.
Проблема: Снижение мотивации и потребности к ЗОЖ у детей и родителей.
Темочки:
Низкая двигательная активность.
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности к здоровому образу жизни у детей и их родителей.
Объектом проекта является процесс воспитания культуры ЗОЖ у детей и родителей.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья воспитанников, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.
По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания.
Цель проекта :
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, о необходимости соблюдения правил ЗОЖ, сохранения зрения дошкольника, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей
2. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни
3. Прививать культурно — гигиенические навыки
4. Научить правильному поведению в экстремальных ситуациях, развивать умение предвидеть опасность
5. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей
6. Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать несложные приемы сохранения зрения
7. Расширить представления об опасностях, угрожающих зрению человека в современной повседневной жизни, в быту
8. Изучить правила и приемы оказания первой медицинской помощи в опасных для здоровья глаз ситуациях.
Девиз проекта : «Быть здоровым – здорово!»
Педагогическое кредо проекта :
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство Земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
Продолжительность проекта : март- апрель 2021 г.
Тип проекта : познавательный, здоровьесберегающий.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители (законные представители).
Возраст детей: дети 6 года жизни.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом «Здоровье - это здорово» : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты по реализации проекта :
• на уровне детей:
Сформированные навыки ЗОЖ.
Сформированная гигиеническая культура.
Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношения к своему здоровью.
Создание «Книги здоровья»
• на уровне родителей (законных пердставителей) :
Создание цикла консультаций, памяток, буклетов для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Активное участие в жизнедеятельности Дошкольных групп.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Срок: 1-2 неделя марта.
• Проведен мониторинг по физическому развитию детей и анкетирование родителей «ЗОЖ вашей семьи».
Результаты мониторинга показали, что «достаточный уровень» физического развития имеют 64,1 % детей, «близкий к достаточному уровень» у 30,8% детей, «недостаточный уровень» у 5,1% детей.
Анализ анкетирования родителей «ЗОЖ вашей семьи» показал, что
По первому вопросу 29% родителей ответили, что утро в их семье начинается с зарядки. Соответственно 71% семей не делает по утрам зарядку.
По второму вопросу 36% родителей ответили, что в семьях проводятся закаливающие процедуры; 64% родителей ответили, что не проводят закаливающие процедуры.
41% воспитанников ДОУ занимается в спортивной секции (баскетбол, футбол, художественная и спортивная гимнастика, плавание, карате, танцы); 59% детей никаких спортивных секций не посещают.
По четвертому вопросу 40-ка% опрошенных семей сложно придерживаться здорового питания (любят себя побаловать чипсами и. т. п.); 60% родителей стараются придерживаться здорового питания.
В выходные 75% семей всегда находят время для прогулок с ребенком по парку, на детской площадке или загородом; 25% семей ведут более пассивный образ жизни.
44% опрошенных родителей в детский сад и обратно ходят с ребенком пешком, чтобы подышать воздухом; 56% родителей предпочитают транспорт.
Чистит зубки перед сном 92% детей; 8% детей чистят зубы только утром.
На восьмой вопрос о том, во сколько ребенок ложиться спать – 31% родителей ответили – в 21:00; 19% - в 21:30; 29% - в 22:00; 3% - в 22:30; 1% - 23:00; 17% детей ложатся спать - как получится.
По мнению родителей воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка, должны обратить особое внимание на: безопасность жизни и здоровья ребенка, на правильное питание, профилактику простудных заболеваний, индивидуальный подход к ребенку, закаливание, прогулки на свежем воздухе, массаж, утреннюю гимнастику, беседы по формированию ЗОЖ, осанку детей, профилактику плоскостопия, соблюдение режима дня, опрятность ребенка, соблюдение КГН.
Меры, предпринимаемые родителями с целью укрепления здоровья ребенка следующие : посещение врачей – 23% семей; занятия физическими упражнениями – 28%; закаливание – 49%; дыхательная гимнастика – 4%; массаж – 7%; прогулки на свежем воздухе – 54%; правильное питание – 54%; другое – 4 % (соляные пещеры, прием витаминов)
Основным источником при получении информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка для родителей являются:
В детском саду: педагоги – 53%; медицинские работники – 19%; родители других детей – 60%; наглядно-текстовая информация – 31%.
Вне детского сада: средства массовой информации – 25%; интернет – 35%; собственный жизненный опыт – 32%; советы родителей, друзей, знакомых – 14%; консультации специалистов в области медицины – 10%.
В ответе на двенадцатый вопрос 22% родителей нуждаются в информации о профилактике простудных заболеваний; 11% - о организации рационального питания; 17% - о двигательном режиме ребенка дошкольного возраста; 20% - о профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей; 20% - о закаливании ребенка дошкольного возраста; 16 – о режиме дня дошкольника; 12% - о физической и психологической готовности ребенка к школе.
Выводы: по ответам родителей можно судить о том, что они в своем большинстве не делают со своими детьми по утрам зарядку, не проводят в семье закаливающих процедур, предпочитают транспорт по дороге в сад и из него.
Большинство детей никаких спортивных секций не посещают, но, несмотря на это, большинство родителей стараются придерживаться здорового питания и в выходные находят время для прогулок с ребенком на свежем воздухе, стараются укладывать детей спать в одно и то же время.
В основном, по мнению родителей, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка, должны обратить особое внимание на безопасность жизни и здоровья ребенка. Более частыми мерами, предпринимаемыми родителями с целью укрепления здоровья ребенка, были выявлены прогулки на свежем воздухе и правильное питание.
Было выявлено, что для родителей основным источником при получении информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка в своем большинстве являются педагоги и родители других детей (в детском саду); интернет и собственный жизненный опыт (вне детского сада).
• Сбор и систематизация информации по теме «Здоровье-это здорово».
• Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
• Изучение методической литературы по теме «Здоровье-это здорово».
• Консультации для родителей по данной теме, подбор наглядного материала (ширмы, буклеты, папки передвижки)
• Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
• Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
• Подбор художественной литературы по данной теме.
•
2. Основной этап.
Срок: 3-4 неделя марта, 1-2 неделя апреля.
Социально-коммуникативное развитие:
Создание игровых ситуаций:
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека», «На прием к врачу, окулисту», «У меня заболели глаза».
Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное - несъедобное», «В страну здоровяков», «Азбука здоровья», «Магазин», «Полезно-неполезно», «Что вредно для глаз?» «Что полезно для глаз»; «Найди десять отличий»; «Полезные продукты»; «Опасные предметы».
Кафе «Пальчики оближешь».
Познавательное и речевое развитие:
Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием нетрадиционных здоровье сберегающих технологий по теме «Путешествие в страну Здоровья», занятие по здоровьезбережению «Цветок здоровья»
Беседа с детьми по темам: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Врачи -наши помощники»,«Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Опасности, которые нас подстерегают», «Виды спорта», «Уши, нос и глаза помогают нам всегда», «Почему полезен свежий воздух», «Продукты, которые содержат витамины», «Чистота – залог здоровья!», «Если ты заболел», «Не забывайте мыть руки», «Береги зрение с детства», «Режим дня», «Закаляемся», «Почему случаются опасныетравмы», «Опасные домашние предметы», «Полезные продукты», «Личная гигиена», «Витамины и здоровый организм»
Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни».
Рассказ педагога «Как видят мир животные».
Решение проблемной ситуации: «В глаз попала соринка» Закрепить правила первой медицинской помощи
Обыгрывание ситуаций по ОБЖ «Опасность острых предметов для глаз», «Попадание в глаз чужеродных предметов», «Ожоги глаз» Расширить представления об опасностях для здоровья глаз и правилах безопасного обращения с предметами в быту.
Чтение рассказов: Т. А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».
Чтение произведений К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит».
Чтение стиха А. Барто «Девочка чумазая».
Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Чтение стихотворений Е. А. Алябьевой «Хочу конфет», «Сладкоежка».
Разучивание стихотворения «Береги свои глаза».
Чтение пословиц и поговорок о здоровье, о глазах. Познакомить с народными пословицами о здоровье.
Чтение сказки «Крошечка - хаврошечка».
«Моя первая книга о человеке».
«Стихи про фрукты и овощи»
Мультсеансы:
«Мойдодыр», «Айболит»;
«Смешарики» из серии «Азбука здоровья» : «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;
«Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и Микробус».
Разгадывание кроссворда «Что помогает нам быть здоровым».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Овощи и фрукты, полезные для здоровья». Выставка детских рисунков на тему «Здоровый образ жизни».
Лепка «Витаминный вклад»
Конструирование «Стадион», «Каток», «Больница для кукол».
Выставка поделок совместного творчества родителей и детей: «Глаза - зеркало души».
Составление книги: «Книга здоровья»
Организация выступления для малышей о полезных продуктах (Овощах и фруктах, загадывание загадок, вручение книги - загадок про овощи и фрукты». Научили малышей новым пальчиковым играм: «Мы капустку солим», «Апельсин»
Создание стенгазеты на тему «Мы за здоровый образ жизни»
Физическое развитие:
Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика;
Закаливание: воздушное и обширное умывание, ежедневное, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и дорожкам здоровья, точечный массаж, пальчиковые игры, Су – Джок терапия
Физкультурные занятия, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей;
Спортивные досуги и развлечения: «День здоровья», «Спортивные соревнования».
2.2. Работа с родителями
Консультация для родителей: «Какие добавить витамины в питание ребенка весной», «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни», «Путь к здоровью ребенка лежит через семью», «Значение витаминов в рационе ребёнка», «О правильном питании»
Ширма на тему: «Здоровый образ жизни», «Рациональное питание детей»
Буклет на тему: «Берегите зрение детей», «Режим - значимый фактор в жизни ребенка ребёнка!»
Памятка для родителей: «В каких продуктах живут витамины», «Берегите зрение детей», «Спортивный уголок для физического развития детей дома».
Семейные рецепты «Вкусной и полезной пищи».
3. Заключительный этап:
Сроки: 3-4 неделя апреля
Проведение Дня здоровья;
Оформление проекта «Здоровье-это здорово», ознакомление родителей с результатами (книга рецептов, выставка рисунков, стенгазета на тему: «Мы за здоровый образ жизни»).
Проведен итоговый мониторинг, результаты которого показали
Достаточный уровень 80 %
Близкий к достаточному-20%
Недостаточный-0%
Итоговый мониторинг показал, что применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат, у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Сформировались привычки к здоровому образу жизни, через систему знаний и представлений об окружающем мире. Родители активно включились и помогли в организации работы над проектом.
В своей работе планирую проводить мониторинг по данному разделу и следить за показателями развития. Так же планирую вести контроль за соблюдением рекомендации, через беседы, анкетирование родителей.