Юлия Игоревна
Проект по экспериментальной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экспериментальной деятельности в средней группе.
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Вид проекта : долгосрочный
В системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Актуальность разрабатываемого проекта :
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта :
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Сроки проекта : Проект рассчитан на один год для детей средней группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Форма работы:
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Задачи экспериментальной деятельности :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Гипотеза:
Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Требования к воспитательно-образовательному процессу.
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
-участие в постоянно действующем круглом столе «Здоровый ребёнок»
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
Формы сотрудничества с родителями:
-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)
-Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА!»
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Круглый стол «Здоровый ребёнок»
-Подгрупповые тематические консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
«Режим питания нарушать нельзя!»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Совместные досуги
-Совместные экскурсии
-Наглядная информация
-Обмен опытом
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в средней группе :
Месяц. Игра-экспериментирование. Задачи. Материалы. Ход опыта.
Сентябрь
«Почему осенью бывает грязно».
1. Познакомить детей со свойствами почвы
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к явлениям природы.
Пульверизатор с водой, чашка с землей. В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь.
"Лепим колобки"
1. Познакомить детей со свойствами песка.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность.
Различные формочки округлой формы, песок. Дети экспериментируют из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки.
"Веселые кораблики"
1. Познакомить детей со свойствами воды
и бумаги.
2. Развивать наблюдательность
3. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений
Таз с водой, лодочки. Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними делают «волны- -ветер»
"Вот какая пена"
1. Познакомить детей со свойствами мыла.
2. Развивать навыки самостоятельности.
3. Воспитывать желание соблюдать гигиену
Таз с водой мыло или мыльный раствор. Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике
Октябрь
"Блестящие комочки"
1. Познакомить детей с различными видами бумаги
2. Развивать тактильные ощущения.
3. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений Фольга. Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними
«Нырки»
1. Познакомить детей со свойствами воды
и воздуха.
2. Развивать любознательность
3. Воспитывать самостоятельность
Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки. Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из ВОДЫ
"Разные ножки бегут по дорожке"
1. Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка.
2. Развивать ориентировку в пространстве
Влажный песок, игрушки. Дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами
«Чудесный мешочек»
1. Учить детей сравнивать различные овощи,
отмечать их особенности
2. Развивать тактильные ощущения сенсор-
ное восприятие.
3. Воспитывать внимательность
Различные овощи. Определение путем обследования формы, цвета величины, запаха, вкуса различных овощей
Ноябрь
«Игры с тенью»
1. Познакомить детей с особенностью появления теней.
2. Развивать творческое воображение
3. Воспитывать наблюдательность
Лампа, белая скатерть или экран различные предметы. Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов)
«Бульбочки»
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха
2. Развивать чувство любопытства.
3. Воспитывать аккуратность
Таз с водой, резиновые игрушки. резиновая груша В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха
"Игры с тенью"
1. Продолжать знакомить детей со свойствами света и тени
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать наблюдательность
Лампа белая скатерть или экран. Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с отражением своих рук, движений пальцев
"Цветная водичка»
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность).
2. Закрепить названия цветов.
3. Воспитывать эстетический вкус
Вода прозрачные стаканы, гуашь. Воспитатель с детьми рассматривают воду в стакане, кидают в него предметы. Почему их видно? Потому что вода прозрачная. Далее педагог с детьми с помощью гуаши делают цветную воду
Декабрь
«Снежки»
1. Познакомить детей со свойствами бумаги.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений Бумага. Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими
«Делаем фигурки»
1. Познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к деятельности
Снег, разные формочки Дети экспериментируют с разными формовками. пытаются сделать фигуры из мокрого и рассыпчатого снега
«Куда дует ветер»
1. Познакомить детей с определением на
правления ветра
2. Развивать интерес к явлениям природы
3. Воспитывать внимательность
Ветродуи (ленточка намотанная на палку). Воспитатель выносит на прогулку ветродуи, и дети наблюдают, в какую сторону они крутятся в каком направлении
«Украсим елочку сосульками»
1. Познакомить детей с превращением воды в лед.
2. Развивать сенсорное восприятие.
3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника.
Вода, гуашь, формочки, нитки. В группе воспитатель с детьми окрашивает воду, напитую в формочки, кладет нитку, формочки выносят на улицу, где они застывают. Ледяными фигурками украшают елку на участке
Январь
«Цветной снег»
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание).
2. Закрепить названия цветов.
3. Развивать творческую активность.
Резиновые груши, окрашенная вода. Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры
«Тает снежок»
1. Познакомить детей с превращением снега в воду.
2. Развивать чувство любопытства.
3. Воспитывать желание выполнять трудовое
поручение
Ведерки, лопатки. На участке дети собирают снег в ведерки, несколько ведерок заносят в группу. К концу дня смотрят, что произошло со снегом
Февраль
«Следы на снегу»
1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега (плотность).
2. Развивать любопытство
Игрушки. Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу. Почему на снежных тропинках не остается отпечатка снега?
«Бумажный вихрь»
1. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (плотность).
2. Воспитывать наблюдательность
Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона. Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему?
«Для чего нужен нос?»
1. Знакомить детей с особенностями своего организма.
2. Развивать любопытство.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки
Фрукты, различные духи и другие предметы с ярко выраженным запахом.
Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое зажав нос
«Где живет ветер?»
1. Продолжать знакомить детей с ветром.
2. Развивать интерес к явлениям неживой природы.
3. Воспитывать внимательность
Ветродуй. Дети с воспитателем в ветреную погоду наблюдают, с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике)
Март
«Ушки на макушке»
1. Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма.
2. Развивать интерес к своему организму.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки
Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозапись с различными звуками (журчит ручей, гремит гром и т д.). Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши
«Теплый камешек»
1. Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой,
2. Развивать сенсорное восприятие
Камешки разного цвета (обязательно — черный).
Воспитатель кладет камни на солнце, дети проверяют, какие камешки нагрелись сильней. Почему черный камень оказался самым теплым?
«Делаем узорные дорожки из песка»
1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми песка (сыпучесть).
2. Развивать творческую активность.
3. Воспитывать самостоятельность
Сухой песок, маленькая лейка, ведерко с дырочкой на дне, кулечки с небольшими отверстиями. Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая узоры
«Ловкие пальчики»
1. Продолжать знакомить детей со свойства
ми воды.
2. Развивать сенсорное восприятие.
3. Воспитывать аккуратность, ловкость
Тазики, вода, поролоновые губки. Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы, затем отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой
Апрель
«Высушим платочек»
1. Продолжать знакомить детей с температурой.
2. Учить сравнивать разные температуры (холодный, теплый, горячий).
3. Развивать любопытство
Мокрые платочки. Воспитатель сообщает, что постирала платочки, и предлагает их высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек, Почему?
«Веселые путешественники»
1. Продолжать знакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага) и
их свойствами
2. Развивать сенсорное восприятие
3. Воспитывать аккуратность Лодочки, кораблики, прищепки, резиновые игрушки Дети запускают в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, прищепки и др., наблюдают, какой предмет дольше останется на плаву
«Для чего нужны глаза?» 1. Продолжать знакомить детей с организмом.
2. Развивать желание узнать о себе что-то
новое.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки
Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине.
Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза.
Май
«Солнечные зайчики»
1. Продолжать знакомить детей с явлениями
неживой природы
2. Развивать интерес к явлениям природы
Зеркала.
Воспитатель показывает детям, как с помощью зеркала можно поймать лучик солнца — «солнечного зайчика»
«Сила ветра»
1. Продолжать знакомить детей с ветром и
со свойствами предметов (тяжелый, легкий).
2. Развивать сенсорное восприятие
Стол. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик В ветреную погоду на столе в ряд выкладываются предметы разного веса. Какой предмет ветер сдует, а какой нет? Почему?
«Руки-помощники»
1. Продолжать знакомить детей с человеческим организмом.
2. Развивать любопытство.
3. Воспитывать самостоятельность
Тарелка, ложка, карандаш, расческа.
Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи.
Заключение
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.
Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.