лариса ромашина
Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Я познаю мир».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Я познаю мир».
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в стране детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Я познаю мир“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта :
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, формированию целостного мировидения, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сроки проекта : Проект рассчитан на один год для детей подготовительной к школе группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Форма работы:
1. Подгруппами, с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
2. Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
3. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
2. Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.
3. Организация предметно – развивающей среды
4. Оценка результатов проведённой работы.
На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.
На втором этапе был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год.
На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются : различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
На четвёртом этапе проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.
Работа с родителями.
-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игра-практикум «Экспериментируем!»)
-Развлечение «Путешествие по материкам»
-Спортивный досуг «В здоровом теле - здоровый дух!»
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Круглый стол «Здоровье ребёнка в наших руках»
-Подгрупповые тематические консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
«Режим питания нарушать нельзя!»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Совместные досуги;
-Совместные экскурсии;
-Наглядная информация;
-Обмен опытом.
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной группе :
Сентябрь: Диагностика
Октябрь:
Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства песка)
Беседа «Самые маленькие (насекомые)»
Дидактическая игра «Изучаем листья»
Ноябрь:
Экспериментирование «Магнит, как достать скрепку»
Дидактическая игра «Почему бумага разная»
Беседа «Свойства металла»
Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)
Декабрь:
Беседа «Зачем нужна вода»
Дидактическая игра «Вода – главный растворитель»
Изготовление разноцветных льдинок «Замерзание воды»
Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»
Январь:
Тема «Где прячется воздух. Свойства воздуха»
Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»
Прогулка «Движение воздуха»
Беседа «Градусник. Термометр»
Февраль:
Прогулка «Получаем талую воду»
Экспериментирование «Когда бывает пар»
Беседа «Огонь-наш друг и враг»
Лепка «Почва - подземная кладовая»
Март:
Беседа «Виды масла, его применение и свойства»
Беседа «Пищеварение»
Прогулка «Свет и тень»
Беседа «Путешествие в прошлое часов»
Экспериментирование «Ткань и её свойства»
Апрель:
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Дидактическая игра «Каша – матушка наша»
Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА»
Май:
Беседа «Волшебное электричество»
Экспериментирование «Определение сторон света»
Развлечение «Путешествие по материкам».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В процессе работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:
- более глубокое усвоение предметного содержания;
-высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
-развитие творческого мышления;
-большое количество идей, их глубина, оригинальность;
-эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Уголок экспериментирования
Изучаем свойства лупы
Беседуем о круговороте воды в природе
Знакомимся с термометром