Марина Скатова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Опыты в подземном царстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 "Лесная полянка" г. Нижний Новгород.
Конспект интегрированного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Опыты в "Подземном царстве"
Выполнила: Скатова М. Н
Цель:
Развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности; Изучить особенности почвы.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Опыты в подземном царстве“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Расширять знания детей об окружающем мире, через опытную деятельность с почвой.
2. Воспитывать социально-личностные качества ребенка; самостоятельность, коммуникативность, любознательность, наблюдательность, самоконтроль и самооценку; Умение соблюдать необходимые меры безопасности.
3. Развивать у детей познавательную активность, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы. Развивать сенсорные способности детей. Расширять и обогащать словарь детей.
Материал и оборудование: Коробка загадок, глобус, разные виды почвы: земля, речной песок, глина;
Баночки с водой, подносы с речным песком, сито, карандаш, ключ, "чудесные" мешочки с разными видами почв (камень, песок, глина, салфетки, алгоритмы опытов, алгоритмы поведения в природе.
Предварительная работа:
1. Презентация на тему: "Наша планета Земля"
2. Просмотр развивающего мультфильма "Планета Земля".
3. Беседы с детьми: "Вода и суша", "Какой бывает земля?".
4. Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, потешки, загадки о земле.
Экологическая сказка Р. Аббясовой "Живая земля".
Сказка И. Сударевой "Бесценная земля".
Энциклопедии по теме "Земля"
5. Наблюдения в живой природе: "Где лучше растут цветы?". "Наш огород". "Тропинки, на которых не растет трава".
6. Просмотр мультфильма "Как козлик землю держал".
7. Творческая мастерская.
Лепка из глины "Горшочек" по сказке бр. Гримм "Горшочек каши".
Игры с мокрым песком: "Сказка на песке", "Строим волшебный замок".
Содержание.
Вос-ль: Ребята, угадайте, что находится в коробке "Загадок" ?
На нем уместилась вся наша земля,
Моря, океаны, леса и поля,
Там южный и северный полюс найдешь,
Найдешь даже город в котором живешь. ?
Ответы детей: Глобус.
Вос-ль: Правильно. Глобус, что это такое?
Дети: Это макет Земли. Уменьшенная копия.
Вос-ль: Ребята, мы с вами уже знакомились с глобусом, рассматривали его. Скажите, а почему здесь есть коричневый цвет, желтый, зеленый?
Дети: Коричневым цветом обозначены возвышенности, горы. Желтым цветом - пустыни. Зеленым цветом - равнины.
Вос-ль: Верно. Оказывается суша не однородная земля, а везде она разная, и имеет свои особенности.
Предлагаю поиграть дидактическую игру "Угадай на ощупь" или "Что спряталось в мешочках".
Назвать и сказать какая почва, где она может встретится в природе?.
Дети на ощупь определяют разные виды почвы.
1й мешочек.
Дети: Это камень. Порода горная, твердая, находится в горах.
Его в горах полным полно,
Он часто падает на дно ущелья
Со скалы крутой,
Он твердый, маленький, большой,
По форме разным он бывает,
Его с дороги убирают.
2й мешочек.
Дети: Это песок. Он очень мелкий, сыпучий. Находится в пустыне, на пляже.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать,
Целый день на нем играть.
3й мешочек.
Дети: Это глина. Она плотная, если сухая, то похожа на камень, если влажная, то вязкая и липкая. Глина встречается в низких, сырых, заболоченных местах.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
Вос-ль: Ребята, так, что мы можем сказать про камень, песок и глину? Что их объединяет? Как их можно назвать одним словом?
Дети: Это почва. Разные виды почвы.
Вос-ль: Правильно, молодцы!
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в недра земли, будем проводить интересные опыты.
Ребята, скажите как русский народ относился к Земле? Как он ее называл?
Дети: Русский народ относился к земле с почтением, уважительно, ласково. Называл Земля- Матушка, Кормилица.
Вос-ль: В копилке народной мудрости очень много пословиц, поговорок о Земле.
Давайте их вспомним.
1. Земля - кормилица.
2. Матушка - Земля - Кормилица твоя.
3. Земля кормит людей, как мать детей.
4. Кто Землю лелеет, того и земля жалеет.
5. Земля заботу любит.
6. Земелька черная, а хлебец белый родит.
7. Земля хозяев любит.
8. Удобришь Землицу - снимешь пшеницу.
9. Земля кормилица, а и та есть просит.
10. Мать кормит детей, а Земля людей.
11. Землю уважай, она дает урожай.
12. Она что тарелка, что положишь, то и возьмешь.
Вос-ль: Молодцы!.
Ребята, перед тем как совершить наше увлекательное путешествие в "Подземное царство", предлагаю отдохнуть, набраться сил на природе.
Физкульт-минутка "Вместе по лесу идем".
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, где проводятся различные опыты, эксперименты?
Дети: В Лаборатории.
Вос-ль: Кто их проводит?
Дети: Ученые.
Вос-ль: Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?
Выставляется алгоритм безопасного поведения, при проведении опытов, экспериментов.
1. Не трогать глаза, уши, рот.
2. Не пробовать на вкус.
3. Соблюдать тишину.
4. Не мешать соседу.
5. Смотри внимательно, затем делай.
6. Выполнил, убрал на место.
Вос-ль: Оденем наши фартуки - помощники и отправляемся в научную лабораторию "Подземного царства".
Опыт 1.
Вос-ль: Ребята, вы знаете, что в "Подземном царстве" (в почве) обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.). Чем же они там дышат?
Дети: Воздухом.
Вос-ль: Давайте проверим, есть ли в почве воздух. Опускаем в банку с водой образец почвы и наблюдаем. Что появляется в банке?
Дети: Пузырьки воздуха.
Дети делают вывод: В почве есть воздух.
Выставляется алгоритм проведенного опыта.
Опыт 2.
Вос-ль: Образцы почв взяты с тропинки, по которым мы часто ходим и с огородной грядки. Рассмотрим эти образцы.
Вывод: Образец почвы с тропинки, имеет очень тверду, плотную структуру; Образец почвы с грядки, имеет мягкую, рыхлую, легкую структуру.
Опустить образцы в 1й и 2й стаканы с водой, понаблюдать, в каком стакане больше пузырьков?.
Вывод: В рыхлой почве воздуха больше, чем в плотной. Значит, там где земля подвержена вытаптыванию (тропинки, игровые площадки) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Дети приходят к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на природе.
Выставляется алгоритм правил поведения на природе.
Опыт 3.
Одна банка с песком, другая - с глиной.
Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок, и не прошла через глину?
Вывод: Песок водопроницаем, т. к. имеет не плотную структуру, а глина, наоборот, имеет плотную структуру, поэтому плохо водопроницаема.
Алгоритм опыта.
Опыт 4.
Разровнять на подносах (лотках) сухой песок. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливания в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например железный ключ). Обратить внимание детей на глубину следа, оставшегося на песке от предмета. А теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок, карандаш погрузится примерно в двое глубже, чем в рассеянный. отпечаток тяжелого предмета, тоже будет заметно более отчетливее на набранном песке, чем на рассеянном.
Вывод: Рассеянный песок заметно плотнее (это свойство хорошо известно строителям).
Алгоритм опыта.
Опыт 5.
Взять в ладонь сухой песок, и сыпать струйкой из ладони. Попробовать делать тоже самое с мокрым песком. Он не сыплется, прилипает к ладони.
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать из ладони струйкой, он теряет свои сыпучие свойства, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Алгоритм опыта.
Вос-ль: Молодцы, Ребята!
Какие вы сообразительные, умелые!
А еще у нас с вами увлекательная встреча с "Пустыней", по которой идет караван верблюдов.
Давайте разомнем сначала наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: "Караван в пустыне шел. "
Аппликация с использование речного песка "Караван в пустыне".
Вос-ль: Молодцы, Ребята!
Скажите, то вам больше всего понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Как нужно вести себя на природе?
Вывод: Хочется узнавать все больше и больше нового, интересного. Проводить разные опыты, эксперименты. Бережно относится к Земле - нашему общему дому!