Оксана Павлеченкова
Проект по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет «Мусор — ценное вторичное сырьё»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию
для детей 4 – 5 лет
«Мусор – ценное вторичное сырьё»
Паспорт проекта.
Название проекта: «Мусор – ценное вторичное сырьё»
Вид проекта: краткосрочный, фронтальный, познавательно –
исследовательский проект для детей 4 – 5 лет.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Публикация «Проект по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет „Мусор — ценное вторичное сырьё“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
воспитанников.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое
развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –
эстетическое развитие.
Актуальность проблемы:
Экологическое воспитание и образование детей являются одной из
актуальных проблем современности. Сейчас, когда мир находится на грани
экологической катастрофы, под угрозой будущее наших детей. Поэтому,
именно с дошкольного возраста, необходимо формировать осознание
значимости охраны природы, а также экологически правильного поведения в
окружающей среде. Одной из глобальных проблем современности является
мусор. Промышленность, созданная человеком, производит сначала
предметы и продукты пользования, которые затем становятся мусором.
Нельзя закрывать глаза на огромные горы мусорных свалок – это реальная
угроза здоровью людей и прямая экологическая опасность.
Эффективным решением этой проблемы является организация
раздельного сбора мусора с его дальнейшей переработкой, для вторичного
использования. Это сложный и трудоёмкий процесс, который начинается с
правильной организации сортировки мусора. Первым шагом в решении это
проблемы является воспитание у детей осознанного отношения к бытовым
отходам, как ценному вторичному сырью.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры и положительного отношения к раздельному сбору мусора, как самому эффективному ресурсосберегающему процессу.
Задачи проекта:
• Расширять и закреплять представления детей о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина).
• Развивать и поддерживать познавательный интерес детей к существующей проблеме.
• Развивать познавательно-поисковую активность ребенка, умение устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, делать выводы.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• Развивать речевые умения посредством обмена информацией (диалогическая речь, рассказыванием о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать умение устанавливать причинно - следственные связи (пояснительная речь).
• Формировать у детей особое отношение к привычному мусору – не как к бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• У детей расширятся представления о материалах: дерево, стекло, ткань,
бумага, их качествах и свойствах.
• Дети определяют, как и где могут использоваться эти материалы.
• Дети имеют представление о безопасном и бережном использовании
предметов из разных материалов (непрочные, шероховатые, хрупкие,
тяжелые).
• Сформируются личностные компетентности свойственные возрасту детей: познавательная активность, интерес, самостоятельность, инициатива.
• Дети овладеют умениями устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.
Для родителей:
• Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений в семье,
раскрытие творческого потенциала.
• Участие семей воспитанников в совместных мероприятиях.
Предварительная работа:
• Подборка консультативного материала для родителей.
• Разработка проекта, кейс – ситуаций, игр-экспериментов, дидактический
игр.
• Подборка иллюстраций и детской литературы.
• Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей.
Сотрудничество с семьёй:
• Ознакомление с темой проекта.
• Участие в сборе коллекции материалов: бумаги, дерева, металла, ткани, пластмассы.
• Оформление выставки «Чудо - материалы и поделки из них».
• Материал к стенду: «Удивительные поделки из разных материалов».
• Консультация «Умный взгляд на мусор».
• Участие родителей в оформлении выставки.
Продукт проектной деятельности:
Для детей:
• Коллекции из разных материалов: ткани, бумаги, резины, дерева, металла, пластмассы.
• Выставка детских рисунков «Помощь природе»
• Д/и «Разные материалы».
• Выставка «Чудо - материалы и поделки из них».
Для родителей:
• Стендовая информация «Удивительные поделки из разных материалов».
• Выставка: «Чудо - материалы и поделки из них».
• Консультация, «Умный взгляд на мусор».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме, подбор программно-методического обеспечения, подбор наглядно-демонстрационного материала.
• Разработка содержания проекта:
«Мусор – ценное вторичное сырьё».
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной.
• Организация и проведение различных обучающих и развивающих форм деятельности.
• Поощрение проявления самостоятельности в решении проблемных ситуаций.
• Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка.
• Модернизация развивающей среды и изучаемого материала в соответствии с интересами детей.
• Организация различных форм работы с родителями
III этап – завершающий.
• Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
• Презентация проекта на различных уровнях.
План реализации проекта.
Экскурсия по группе; «Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе?». Формирование мотивации, связанной с внутренним желанием узнавать что-то
Беседа с детьми «Откуда берётся мусор?» (вхождение в проект). Оптимизация знаний о материалах, из которых сделаны окружающие предметы и проблемах их утилизации.
Игра – тренинг «Разделим мусор на группы». Формирование навыков коммуникативного взаимодействия, умение получать необходимую информацию в общении. Фотографии
Создание семейных агит - плакатов на тему: «Мусор раздели - природу сохрани». Включение родителей в проектную деятельность, помощь в осознании детьми экологической проблемы. Выставка плакатов
НОД (рисование) «Помощь природе». Формирование осознано – правильного отношения к природе через продуктивную деятельность. Выставка детских работ
Оформление стендовой информации «Удивительные поделки из разных материалов» Информирование родителей по теме проекта, приглашение участвовать вместе с детьми в выставке: «Чудо - материалы и поделки из них», участие в пополнении коллекции из ткани, бумаги, дерева, металла, резины, пластмассы.
Непосредственное участие в проекте: создание поделок из разных материалов, участие в пополнении коллекции из ткани, бумаги, дерева, металла, резины, пластмассы.
Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Проведение консультации: «Мусор – ценное вторичное сырьё».
Организация выставки: «Чудо - материалы и поделки из них».
Литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М. : Мозаика-Синтез, 2009
2. Вераксы Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: Мозаика – Синтез, 2012
3. Громова О. Е., Саломатина Г. Н. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет. М: Мозаика-Синтез, 2010
4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. — СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2016.
5. Тропинка в природу: Экол. образование в дет. саду: Программа и конспекты занятий: Пособие для работников дет. дошк. учреждений / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова. - СПб. : Союз : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003
6. Интернет – ресурсы.