Виктория Ненашева
Проект по экологическому воспитанию «Возьми себе в привычку наблюдать за птичкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: расширение, уточнение представлений детей о птицах, об изменении образа жизни птиц в разное время года.
Задачи:1. Формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях;
2. Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах;
3. Продолжать знакомить детей с народными приметами и литературными произведениями о птицах;
4. Развивать речь детей; формировать умение обосновывать свой ответ;
5. Развивать познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать своих сверстников;
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Возьми себе в привычку наблюдать за птичкой“» размещена в разделах
- Привычки. Полезные и вредные
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
6. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе.
Тип проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Место события: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 28 г. Владивостока».
Участники: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатель, родители детей, музыкальный руководитель, педагог по экологическому воспитанию, руководитель ИЗО.
Формы работы с детьми:НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, физ. минутки.
Актуальность: В ходе образовательно–воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Для более полного познания детей о птицах я решила реализовать проект «Возьми себе в привычку наблюдать за птичкой.». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться экологическая культура.
ЭТАПЫ РЕАЛЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный (аналитический)
2. Основной (реализация намеченных планов)
3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок)
I этап – подготовительный
• Тестирование детей.
• Обсуждение цели и задач с, детьми, родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта:
Изготовление атрибутов к играм;
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин с изображением птиц.
Подбор стихов, рассказов, загадок и т. д.
Подготовка дидактических игр.
Экологическое воспитание на прогулке:
Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
- Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
Сентябрь – ноябрь
1. Занятия по развитию речи и экологии:
o «Птицы»
o «Птицы осенью»
o «Перелетные и зимующие птицы»
o «Пернатые друзья»
o «Составление описательных рассказов о птицах»
o «Городские птицы»
o «Перелетные птицы»
o Занятие по худ. литературе А. Толстой «Сорока»
2. Занятия по изодеятельности
o «Птица счастья» (аппликация)
o «Синички на ветках» (аппликация)
o «Белые лебеди» (аппликация)
o «Птица счастья» (лепка)
o «Совушка, сова, большая голова» (лепка)
o «Птицы на кормушке» (лепка)
o «Чудо – птицы» (рисование)
o «Ворона летит» (рисование)
o «Летят перелетные птицы» (аппликация + рисование) - коллективная работа.
o «Птица» (конструирование из бумаги)
o «Птица мира и надежд – голубь» (оригами)
o «Разноцветные птички» (оригами)
3. Занятия по ФЭМП «Перелетные птицы»
4. Рассказ воспитателя о птицах
o «Сорока»
o «Ворона»
o «Воробей»
o «Кукушка»
o «Утка»
Декабрь – февраль
1. Занятие по развитию речи и экологии:
o «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
o «Как живут наши пернатые друзья зимой»
o «Зимующие птицы» (беседа)
o «Птицы зимой»
o «Беседа о зимующих птицах»
o «Зимующие птицы» (рассказ по картине)
o «Зимующие птицы» (открытое занятие)
o «Синичка» (пересказ рассказа)
o «Помощь зимующим птицам» (составление повествовательного рассказа по сюжетным картинкам.)
o «Как нам помочь птицам перезимовать» (комплексное занятие)
2. Занятие по изодеятельности:
o «Зимующие птицы» (рисование)
o «Накормите птиц зимой» (рисование)
o «Как розовые яблочки» (рисование)
o «Птички прилетели, на кормушки сели, зернышки клюют» (лепка)
o «Снегири на ветках» (лепка)
o «Лебедушка» (лепка)
o «Сказочные птицы» (аппликация)
o «Зимующие птицы» (аппликация)
o «Снегирь на ветке» (аппликация)
o «Зимующие птицы» (конструирование)
o «Домик для птиц» (конструирование из кубиков)
o «Ворона» (оригами)
3. Занятие по ФЭМП «Птицы – наши друзья»
4.Рассказ воспитателя о птицах
o «Клест»
o «Дятел»
o «Вьюрок»
o «Гусь»
o «Лебедь»
Март – май
1.Занятия по развитию речи и экологии:
o «Как птицы весну встречают»
o «Птицы наши друзья»
o «Пересказ Е. И. Чарушина «Сова»
o «Пришла весна, прилетели птицы»
o «Птицы в весеннем лесу»
o «Птицы весну принесли»
o «Беседа о жаворонке»
o «О чем поют веной птицы»
o Составление рассказа по картине С. К. Артюшенко «Птицы весной»
2.Занятия по изодеятельнсти.
o «Грачи прилетели» (рисование)
o «Птица желаний» (рисование)
o «Сказочная птица» (рисование)
o «Скворечник» (аппликация)
o «Праздничный наряд для совы» (аппликация)
o «Летите голуби» (аппликация)
o «Жаворонки прилетели» (лепка)
o «Уточка» (лепка)
o «Птицы» (лепка по замыслу)
o «Домик для скворца» (конструирование)
o «Грачи прилетели» (конструирование)
3.Рассказ воспитателя о птицах
o «Скворец»
o «Грач»
o «Журавль»
o «Ласточка»
o «Соловей»
Обыгрывание дидактических, настольно – печатных и подвижных игр
o П. и «Лиса в курятнике»
o П. и «Совушка»
o П. и «Гуси – лебеди»
o П. и «Курица и цыпленок»
o П. и «Аист»
o П. и «Филин и пташки»
o П. и «Перелет птиц»
o П. и «Куропатки и ягодки»
o П. и «Ястреб и утки»
o П. и «Журавль»
o П. и «Птицелов»
o П. и «Сокол и лиса»
o «Птицы» - лото
o «Перелетные птицы» - лото
o «Кого поймала кошка» - игра – лабиринт
o «Чей клюв» - игра-лабиринт
o «Четвертый лишний» - дид. игры
o «Какая птичка улетела из домика?» - дид. игра
o «Прилетели птички» - дид. игра
o «Узнай по силуэту» - дид. игра
o «Угадай что это за птица» - дид. игра
o «Третий лишний» - дид. игра
o «Птицы»- дид. игра
o «Не зевай» - дид. игра
o «Кто как кричит» - дид. игра
o «Птичья угадай-ка» - дид. игра
o «Соедини по точкам» - дид. игра
o «Угадай, кого не стало» - дид. игра
o «Посади птичку на елку» - дид. игра
o «Собери картинку» - набор пазл
Консультации для родителей
o «Зимующие птицы»
o «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника в семье»
o «Птичья столовая»
3 Этап Заключительный
1. Конкурс детских рисунков и поделок.
2. Проведение викторины «Друзья наши – пернатые»
3. Подготовка методического пособия
4. Подготовка папки «Птицы Дальнего востока и Приморского края»
Используемая литература:o Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
o Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»
o К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»
o Е. А. Альябьева «Итоговые дни по лексическим темам»
o «Игрушки из бумаги»
o Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»
o Светлана Вохринцева «Окружающий мир»
o «Перелетные и зимующие птицы» (тематический словарь в картинках)
o И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность»
o Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
o О. И. Давыдова, Майер А. А., Богославец Г. А. «Проекты в работе с семьёй.» Методическое пособие.
o И. В. Кравченко., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы»: Методическое пособие
o Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий»
o Т. А. Шорыгина. «Птицы. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернёров и родителей.
o Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12,
№ 1.
Художественная литература
• С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».
• К. Благослонова и В. Строкова «Трясогузка белая».
• Л. Квитко «Смелые воробьи»,
• М. Горький «Воробьишко»,
• В. Левин «Воробьиное купание»,
• Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька» (в сокращении)
• Г. Снегирев «Про птиц».
• О. Высотская «Мастерица-зима»
• Чтение стихотворений советских и зарубежных писателей.