Ольга Николаева
Проект по экологическому образованию детей в условиях ДОУ в подготовительной группе «Загадочный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к знаниям выпускников ДОУ.
Формирование умения вести исследования в процессе выполнения проекта – это сложный, длительный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на любознательность, эмоции, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Актуальность
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детям старшего дошкольного возраста интересно содержание окружающих их объектов и явлений,и поэтому им необходима система в развитии у них познавательной активности с помощью исследовательской деятельности. Актуальностью данного проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, так как в современных условиях такое поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В процессе исследования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта :
Формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта :
Образовательные :
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях,об относительности деления насекомых на полезные и вредные;
закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе;
формировать навыки исследовательской деятельности;
воспитание устойчивого интереса к жизнедеятельности насекомых, об их необходимости в экосистеме.
Развивающие:
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки;
развитие творческих способностей, речи, мышления.
Обоснование проблемы
В любом месте на прогулке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Но большинство современных детей редко обращают на это внимание. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы начать необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Приоритеты проекта
Больше узнать о насекомых нам может помочь проектно-исследовательская деятельность. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Участники проекта
Дети и воспитатели подготовительной группы, родители детей.
Возраст детей –6-7 лет.
Срок реализации - долгосрочный.
Интеграция образовательных областей :
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Физическое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
Вид проекта : групповой (коллективный).
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Педагогические технологии, формы, методы и приемы, используемые при реализации проекта.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идёт обучение.
Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
Ресурсное обеспечение:
Методическая литература о проектной деятельности.
Художественная и специальная литература по теме.
Материал для практической работы (гуашь, кисточки, карандаши, пластилин).
Наглядный материал (картинки, фотографии, книги, альбомы).
Ожидаемый результат:
Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
Развитие умения рассуждать, наблюдать.
Развитие речи у детей, активного словаря.
Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный (организационный) этап:
Определение темы проекта;
Формулировка цели и определение задач;
Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
Подбор материалов по теме проекта ( подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п. ; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин) и т. п.).
Составление плана основного этапа проекта
2. Основной этап:
Планируемая деятельность по образовательным областям :
Социально-коммуникативное развитие
Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»
Составление рассказов о насекомых.
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи»
Познавательное развитие
Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт», «Друзья спешат на день рождения к паучку», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;
Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К. Чуковского;
ООД «Насекомые»;
Конструирование книжек - малышек;
Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД.
Речевое развитие
Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
Составление описательных загадок про насекомых;
Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
ООД «Ох, уж эти бабочки»;
ООД «Бабочка»;
Сочинение стихов и сказок о насекомых.
Чтение произведений:
-К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
-Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,
-В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Художественно-эстетическое развитие
ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
Оформление книжек – малышек;
Пение песен и частушек о насекомых;
Физическое развитие
Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;
Артикуляционная гимнастика «Оса»;
Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
Релаксация под звуки природы;
Физкультминутка «Сороконожка»;
Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
Работа с родителями
Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
Оформление информационного стенда.
Проведение консультации по темам:
o «Что читать детям о насекомых»;
o «Как учить с детьми стихи дома»;
o «Расскажите о насекомых»;
o «На природу с ребенком».
Совместное творчество родителей и детей : изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.
Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).
Продукт проектной деятельности :
Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
Обобщение опыта полученного в ходе реализации проекта.