Наталья Галкина
Проект по экологии в средней группе «Что за чудесница, водица-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта : средней длительности (ноябрь – февраль).
Участники проекта : средняя группа, дети других групп, воспитатели, родители.
Актуальность темы: Когда мы с детьми гуляли осенью на улице, я заметила, что они стали рассматривать лужи и их заинтересовали вопросы: «Какая бывает вода? Что с ней происходит в природе?» Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
Публикация «Проект по экологии в средней группе „Что за чудесница, водица-волшебница“» размещена в разделах
Цель проекта :
- обобщить, расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде;
- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;
- уточнить значение воды для всего живого.
Ожидаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам;
- воспитать бережное отношение к воде;
-привлечение родителей к активному взаимодействию с детьми.
Продукт проектной деятельности : альбом «Опыты по экологии».
План реализации проекта в средней группе ДОУ «Что за чудесница, водица-волшебница».
Подготовительный этап проекта :
-создание экспериментальной лаборатории в группе;
-рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой;
-подбор подвижных и речевых игр;
-составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
-составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта.
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Цели: - познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); - уточнить значение её для всего живого;
-развивать любознательность, мышление и речь детей; -ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена».
Цели: - создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
- развивать образное мышление при выборе способа действия; - стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Художественная литература.
Чтение рассказа «Как люди речку обидели».
Цель: - учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации «Что за чудесница - водица-волшебница».
Цели: - уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; - показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; - упражнять в образовании однокоренных слов; - развивать творческое воображение; - закрепить навыки работы с бросовым материалом; - воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Изобразительная деятельность
Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше».
Цели: - вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; - показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошку.
Аппликация «Тучи по небу бежали».
Цели: познакомить с техникой аппликативной мозаики; - учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
Беседа “Чистота та же красота”.
Цель: прививать детям правила личной гигиены.
Работа с родителями: родительское собрание: «Развитие исследовательских навыков дошкольника»; консультация «Экологическое воспитание – важное значение для развития детей».
Заключительный этап проекта.
Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница».
Игры к проекту.
Виды игр:
-речевая "Подскажи словечко".
Цели - развивать речь детей, моторику речевого аппарата.
-Игра малой подвижности «Ручеёк».
-Подвижные игры: «На болоте».
Цели: - учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
«Караси и щука».
Цели: - учить выполнять правила в подвижных играх ; - развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
“Море волнуется”.
Цели: - расширять содержание игры; - развивать воображение, творчество, пластичность движений.
“Мы – капельки”.
Цели: - развивать воображение детей, активность в игре.
Опыты к проекту.
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной). Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом?
Вывод: лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лёд легче воды».
Предложить детям опустить лёд в стакан, до краев наполненный водой. Лёд растает, но вода не прольётся.
Вывод: вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, т. е. она тяжелее.
«Превращение в воду».
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: снег, лёд, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем».
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: вода необходима растению для роста, без воды оно не растёт.
«Растения пьют воду».
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: растения пьют воду.
«Животворное свойство воды».
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: вода даёт жизнь всему живому.
Опыты с водой.
Цель: научить детей очищать воду.
Задачи:
• Закрепить, что вода – жидкость, некоторые свойства воды.
• Познакомить со способами очищения воды.
• Воспитывать аккуратность в работе с водой.
Оборудование: мерные стаканчики по количеству детей, ситечки, воронки, фильтры, салфетки, бинт, вата, ватные диски, картины лаборатории, сосуды разной формы с водой.
Ход: Воспитатель: Ребята, а вы хотите поработать в нашей мини-лаборатории?
Давайте оденем фартуки. Посмотрите на мой стол.
Что вы видите на нём? Что в этих сосудах?
Какая вода? (прозрачная)
А какая еще вода бывает?
Вода, это что? (жидкость)
(Воспитатель переливает воду из одной емкости в другую, трясёт бутылочку с водой, выливает воду на стол).
- Назовите мне свойства воды. (Вода льётся, булькает, растекается)
- Почему вода разной формы? От чего это зависит?
- Чем ещё может быть вода? (лёд, снег, пар)
- Ребята, а вода это хорошо? (да).
- Ребята, сегодня я набрала утром снег, он растаял. Но посмотрите, какая вода? (грязная). Можно такую воду пить, готовить пищу, умываться?
- Что можно сделать?
Дети процеживают воду через ситечко, от мусора очищают. Далее предлагаю профильтровать воду.
- Что может быть фильтром? (салфетка, ватный диск, уголь, песок).
Показываю модель «Как очистить воду». Предлагаю детям выбрать фильтр, вложить его в воронку.
(Дети работают) Обратите внимание на аккуратность. Воду лить тонкой струйкой.
Что получилось? Сравните воду в своем стаканчике с большей емкостью.
- Можно такой водой пользоваться, пить, готовить пищу (Нет).
Анализ: Что мы делали? Из чего были фильтры? Кому мы помогли?
Список используемой литературы:
Николаева С. Н. Юный эколог : Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. - Волгоград, Учитель, 2006 г.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа - М. : КарапузДидактика, 2006.– М. : Владос, 2001г.
Глазырина Л. Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М. : Владос, 2005.
Бех Л. В., Куляба Г. Н. Отчего и почему: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н. /Д. : Изд. – во РО ИПК И ПРО, 2008.
Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни»./М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
Рыжова Н. А. Блок занятий «Я и природа» /М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,2005.