Ольга Шубкина
Проект по экологии «Природа родного края» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Природа родного края» для детей старшего
дошкольного возраста
Автор: Шубкина Ольга Евгеньевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №34 города Ельца»
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: долгосрочный (2 года).
Публикация «Проект по экологии „Природа родного края“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: Знакомить детей с природой родного края. Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организации творческой деятельности. Убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Липецкой области.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Объект проектной деятельности :
Развивающая среда и система работы с родителями и воспитанниками как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края.
Предмет проектной деятельности :
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
1 этап проекта – подготовительный (сентябрь-декабрь 2019года)
Разработка стратегии реализации проекта;
• Постановка цели и выработка задач;
• Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
• Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы).
1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения.
2. Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.
1. Блок «Природа Липецкой области»
2. Блок «Растения Липецкой области».
(знания о растительном мире Липецкой области, о взаимосвязи, о многообразии растительного мира).
3. Блок «Животные нашего края».
(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).
4. Блок «Защитим природу».
(проблемы экологии, охраны).
2 этап проекта – основной (Январь 2020 года – декабрь 2020 года)
Разучивание стихотворений о природе родного края;
Проведение консультаций, мастер-классов, презентаций для педагогов и родителей;
Цель: активное участие детей родителей, педагогов МБДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
Использование словесных методов.
• Беседы о Липецкой области (знакомство воспитанников с рассказами, стихами о нашем крае).
• Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей). Игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей».
• Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе составление сказки на тему: «Лес в беде», «Синичкин день».
• Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (ОД о диких животных, о зимующих птицах и др.)
Использование методов экспериментирования и моделирования.
• Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности природного материала (камни, песок, глина).
• Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
Практические методы.
• Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; конкурсы «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов воспитанников Участие в субботниках, в озеленении участков.
• Викторины, КВН. Викторина «Животные и птицы Липецкой области», КВН «Лес – наше богатство.
• Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Составление гербариев: «Деревья и кустарники Липецкой области». «Цветы и травы Липецкой области».
• Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (отражение воспитанниками последовательности изменений в наблюдениях за природными объектами : наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной, наблюдение за насекомыми летом).
• Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурс «Осенние фантазии»).
Наглядные методы.
• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам всю красоту нашего края. «Цветы Липецкой области, «Реки и озера Липецкой области».
Создание зон экологической среды.
• Фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, сувениры.
• Экологическая мини – лаборатория : стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал : камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
Работа с родителями.
• Беседы родителей с детьми о природе родного края.
• Помощь в составлении гербариев.
• Участие в оснащении мини – музея.
• Пополнение художественной и научной литературы.
• Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
• Выполнение домашних заданий (составление рассказов, природные поделки, фото).
• Консультации, беседы.
• Анкетирование.
•
3 этап проекта - итоговый (май 2020 год)
• Викторина «Родной свой край люби и знай!»
• Выставка продуктов детской деятельности (рисунки).
• Создание мини-музея «Дары природы».
Приложение № 1.
Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
I. Блок «Липецкая область».
1. Выявить представление детей о природе Липецкой области
б) Что знаешь о Липецкой области?
II. Блок «Животный мир».
1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.
а) Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
б) Определить существенные признаки птиц.
в) Назвать признаки насекомых.
г) Чем питаются птицы, насекомые?
2. Выявить представления о животных Липецкой области а) Каких знаешь животных Липецкой области? б) Чем питаются?
в) Какие животные уходят в зимнюю спячку?
г) Какие животные меняют шубу?
3. Выявить представления о подводных обитателях.
а) Кто живет над водой?
б) Как называются водоросли?
в) Кто питается водорослями?
г) Какие рыбы живут в реках и озёрах Липецкой области?
е) Могут ли рыбы жить без воды?
III. Блок «Растительный мир».
1. Выявить представления о деревьях и кустарниках.
а) Какой лес называется ельник?
б) Назови признаки деревьев?
в) Назови хвойные деревья?
г) Назови кустарники?
д) Чем кустарники отличаются от деревьев?
2. Выявить представление о цветах и травах.
а) Какие знаешь цветы?
б) Назови первые весенние цветы?
в) Где растут цветы?
г) Назови травы?
Литература
1. Золотова Е. И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. М. : «Просвещение», 1988г.
2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
3. Н. А. Рыжова, Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М. : 2001год.