Светлана Чимитова
Конспект НОД по экологии «Куда улетают лебеди» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно - эстетическое развитие детей», «Социально -коммуникативное развитие детей»;
Цель: Расширять и обобщать знания детей о перелетных птицах Байкала.
Задачи образования:
- развивать познавательный интерес к животному миру природы озера Байкал;
- упражнять в нетрадиционной технике рисования – печатание листом;
- сформировать навыки коллективного общения;
Публикация «Конспект НОД по экологии „Куда улетают лебеди“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Задачи воспитания:
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
Задачи развития:
- развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Предварительная работа:
• Беседы: «Насекомоядные птицы Прибайкалья», «Водоплавающие птицы Байкала», «Неизвестная страна насекомых», «Водный мир Байкала»;
• Просмотр видеороликов: «Как взлетают водоплавающие птицы»; «Танец маленьких лебедей», «Выход Одиллии и Ротбардта», «Партия Одетты и Зигфрида» фрагменты балета «Лебединое озеро»;
• Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», русская народная сказка «Гуси-лебеди», немецкая легенда «Легенда о Лебедином озере», бурятская легенда «Легенда о девушке-лебедь»;
• Наблюдение на прогулке «Насекомые осенью»;
• Просмотр альбомов «Перелетные птицы Прибайкалья (водоплавающие птицы)», «Перелетные птицы Прибайкалья (насекомоядные птицы)»;
• НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование акварелью «Кряква», рисование цветными карандашами "Жаворонок", рисование в нетрадиционной технике рисования печатание листом акварелью «Лебединое озеро», рисование простым карандашом «Лебедь»;
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, дидактическая игра, чтение стихотворения, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: письмо, посылка, физическая карта мира, дидактическая игра «Какие они разные», магнитола, флэшка с записями музыкальных произведений и звуков природы, клеенки для творчества, белая гуашь, кисточка, подставка для кисточки, баночка с водой, влажная салфетка, бумажная салфетка, тарелочки с бросовым материалом (листочек, перышко, семена, рисунок акварелью «Лебединое озеро».
Обогащение словаря: Предок, праматерь, коновязь, нечестивый.
Ход занятия:
I часть. Вводная
Дети заходят в группу и видят на столе посылку и долгожданное письмо от Байкалочки, они просят скорее прочитать его. Воспитатель берет письмо, вскрывает его и читает:
«Здравствуйте, мои маленькие друзья!
Как я рада снова быть с вами! Мое недолгое путешествие закончилось, и я вернулась домой, чтобы сообщить вам радостную весть. Наши лебеди благополучно долетели до теплых мест. Но прежде чем сказать вам, где они находятся, я хочу с вами поиграть. Вскройте посылку и начнем играть»
Воспитатель с детьми вскрывают посылку и берут игру «Какие они разные»
II часть. Основная.
Воспитатель: Прежде чем начать играть вспомним, чем отличаются птицы от животных? (У птиц тело покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать, кормят птенцов насекомыми, а не молоком)
Каких птиц называют перелетными? (Перелетными называют тех птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются домой)
Какие бывают перелетные птицы? (Насекомоядные и водоплавающие)
Чем они отличаются друг от друга? (Насекомоядные питаются насекомыми, у них острые клювы и лапки с острыми коготками, а водоплавающие имеют перепончатые лапы, плоский широкий клюв, они смазывают перья жиром, чтобы они не намокали, когда плавают, питаются водорослями и мелкими водными животными)
Какие птицы улетают первыми, а какие последними и почему? (Насекомоядные улетают первыми, так как после первых заморозков исчезают насекомые, водоплавающие улетают тогда, когда начинают замерзать водоемы)
Игра «Какие они разные»
Цель: Классификация перелетных птиц.
Задачи:
1. Продолжать учить классифицировать перелетных птиц по признаку;
2. Развивать связную речь, память, логическое мышление;
3. Воспитывать доброжелательное отношение к животному миру;
Перед детьми на столе вперемежку лежат карточки с изображением насекомоядных и водоплавающих птиц, водной растительности, мелкими водными животными и насекомыми. Дети делятся на две команды, одна команда должна выбрать карточки насекомоядных птиц и насекомых, другая – водоплавающих птиц и их питание. Играющие должны объяснить свой выбор, назвать птиц, их отличие друг от друга и то, чем они питаются.
Теперь я хочу у вас спросить, какая из этих птиц питается не только водорослями и водными мелкими животными, но и с большим удовольствием прогуливается по суше и поедает насекомых? (Серый гусь. Он вовремя перелетов ночует и отдыхает на полях, кормится насекомыми)
Вот мы с вами и поиграли в игру «Какие они разные» и сейчас дочитаем письмо от Байкалочки:
«Мои маленькие друзья! Наши лебеди сейчас отдыхают в теплых странах, где никогда не замерзают водоемы, это Китай и Южная Корея. Здесь много чистой воды и пропитания для наших замечательных птиц»
Воспитатель: А как мы узнаем, где находятся эти страны? (Посмотрим на карте)
Подойдем к карте и отметим те страны, куда они улетели на зимовку.
Воспитатель с детьми подходят к карте, находят на ней озеро Байкал и отмечают те страны, куда улетели лебеди.
Воспитатель:
Улетали лебеди
С севера на юг.
И теряли лебеди
Белый-белый пух.
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
Белый снег летит?
Приходько В.
Улетая на зимовку в теплые страны, лебеди прощаются с родными местами, их трубные крики ни с чем не спутаешь, послушайте, как они кричат.
(Звучит запись «Крик лебедя-кликуна»)
Самыми красивыми птицами не только среди водоплавающих, но и среди всех прочих, по праву считаются лебеди. Эти поистине царственные птицы с белоснежным оперением и грациозно изогнутой длинной шеей являются непременными героями былин, сказок и песен. А древние астрономы, очарованные красотой этой птицы, присвоили одному из созвездий имя Лебедя.
Какие сказки, где главными героями были лебеди, вы знаете?
• «Гадкий утенок» Х. К. Андерсен;
• «Гуси-лебеди» русская народная сказка;
• «Лебединое озеро» немецкая народная сказка;
• «Дикие лебеди» Х. К. Андерсен;
• «Легенда о девушке-лебедь» бурятская народная легенда;
Какое музыкальное произведение про лебедей вы знаете, и кто его написал?
(Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро»)
У каждого народа есть птица или животное, которое почитают и считают его священным, для бурятского народа это птица лебедь.
Буряты говорят: предок наш — лебедь, берёза — коновязь. Как увидят, что летят лебеди, так брызгают вслед молоком, деву-лебедь свою благодарят, молятся. Бить лебедя — дело последнее, нечестивое. Обижать лебедя никак нельзя, праматерь бурятского народа всё-таки!
Байкалочка так много нам рассказала про наших птиц, что хочется ее поблагодарить, Я предлагаю вам нарисовать лебедя и отправить ей почтой наши работы. Но прежде чем начать работать за столами мы немного потанцуем.
Звучит запись песни Юрия Верижникова «Чудная пора осень», дети исполняют ритмические упражнения.
Воспитатель: Проходите к столам, устраивайтесь поудобнее. У вас на столах в тарелочках лежат сухие листья, перышки, семена растений и ваш незаконченный рисунок «Лебединое озеро». Сегодня мы вспомним один из нетрадиционных методов рисования – печатание листом и поселим на озере лебедей. Туловище лебедя отпечатаем с помощью сухого листа, предварительно нанеся на него белую гуашь, кисточкой нарисуем изящную шею и голову птицы, глаза и клюв это семена растений, крылья – белые перышки.
Дети приступают к работе, по окончании рисунки раскладывают на свободных столах, дети отмечают наиболее удачные и необычные. Подводится итог занятия.
III часть. Заключительная
Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какую игру играли? Что понравилось?
(Ответы детей).
Дети, большое спасибо за занятие, мне было очень интересно с вами общаться. Молодцы!