Татьяна Манукян
Проект по театрализованной деятельности в старшей группе «Волшебный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
по театрализованной деятельности в
«Волшебный театр».
Подготовила:
Манукян Т. А. ,
воспитатель
2019 год
«Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С. И. Мерзлякова
Пояснительная записка
Публикация «Проект по театрализованной деятельности в старшей группе „Волшебный театр“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2021
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность.
После просмотра детьми кукольного спектакля «Волк и семеро козлят», выяснилось, что многие ребята еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен. Те ребята, кто был в театре с родителями, с восторгом рассказывали о просмотренной сказке, но ничего не могли рассказать о самом театре. Дошколята изъявили желание подробнее о нем узнать. Так возникла идея создания проекта «Волшебный театр».
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Проблема.
• неумение передавать эмоциональный характер героев.
• Недостаточный словарный запас и связанной речи.
• застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
•
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Цель проекта :
Создание условий для развития творческих способностей детей; развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи проекта :
-Познакомить детей с различными видами театра
-Обогащать словарь детей, активизировать его
-Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
-Развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию.
Принципы организации театрализованной игры.
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Формы и методы работы:
Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Игры – драматизации;
• Слушание музыкальных произведений;
• Просмотр сказки;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам;
• Заучивание стихов;
• Театрализованная деятельность.
Участники проекта :
— дети старшей-подготовительной группы 5-7 лет
— воспитатели
— музыкальный руководитель
— родители.
Тип проекта : долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2019г. – март 2020г.
Материально-технические ресурсы:
— Сказки, иллюстрации;
— Аудио, видеоматериалы;
— Мультимедийная техника;
— Костюмы для театрализованной деятельности;
— Атрибуты для разных видов театров.
Продукт совместной деятельности : кукольные представления, игры, этюды, игры- драматизации, утренники, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты:
1. Расширится интерес детей к театральной культуре.
2. Обогатятся знания детей об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре.
3. Раскроются творческие способности детей.
4. Расширится кругозор и обогатится словарь детей.
5. Появится интерес родителей к посещению театра вместе с детьми.
Структура проекта.
1 этап – подготовительный
• - Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций;
• - Пополнение театрального уголка;
• - Объявление детям и родителям о начале проекта;
• - Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
• — подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пластических этюдов.
• — разработка сценариев сказок, театрализованных игр
2 этап — основной
• Беседы о театре,
• разучивание этюдов «Расскажи сказку»,
• знакомство детей с пиктограммами,
• разучивание потешек, песенок,
• речевые игры,
• игры – драматизации,
• сюжетно-ролевые игры,
• знакомство детей с разными видами театра,
• викторины
План работы по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Ромашка»
Формы и методы организации проекта
- Педагогические наблюдения.
- Беседы.
- Консультации для родителей (индивидуальные и групповые).
- Совместная организованная деятельность.
- Оформление информации для родителей в приемной.
- Мастер-классы для родителей по изготовлению атрибутов, костюмов.
- Театрализованная деятельность (постановки, сценки).
- Игры.
№п/п тема Форма реализации, задачи дата
1. «Театр бывает разным» — Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности) Сентябрь
—
Октябрь
2. Фланелеграфный театр.
Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре.
Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей»
3. Театр кукол би-ба-бо
Рассказ воспитателя о театре кукол би-ба-бо или театре «Петрушки»
Игра-драматизация по сказкам «Три медведя».
Показ сказки «Теремок».
4. Настольный театр
Знакомство детей с разными видами настольного театра.
Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.
5. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр».
6. Теневой театр. Рассказ воспитателя о теневом театре.
Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь».
7. Театр марионеток, платковый театр. Рассказ воспитателя о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре.
8. Театр на палочках.
Изготовление с детьми театра на палочках.
9. Пальчиковый театр.
Знакомство детей с разными видами пальчикового театра.
Игры-драматизации по сказке (с использованием пальчикового театра) :
«Красная шапочка».
10. Маски – Шапочки.
Рассказ сказочницы об этом виде театра.
Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей.
Подвижные игры с использованием масок-шапочек.
11. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” — Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
— Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.
— Учить передавать ритмизацией движения
12. «Театральная азбука». — Знакомство с театральными терминами.
— Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т. д.
-Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.
-Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.
— Развивать выразительность жестов.
— Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. Ноябрь
13. «Незнайка в театре» Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.
— Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
— Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
— Развивать умение выразительно передавать образы.
— Упражнять детей в подборе рифм к словам.
— Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.
14. Беседа: “Театральные профессии” — Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д., закрепить трудовые навыки.
— Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.
15. Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты» — Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма.
— Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.
— Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
16. «В мире сказок» — Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);
— Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев)
17. «Неделя игры» Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)». Декабрь
18. Разгадывание загадок: “Сказочные герои” — Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния.
— Развивать умение переключаться с одного образа на другой.
19. Играем в сказку «Снегурочка» Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка».
— Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
— Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.
— Формировать интонационную выразительность речи.
— Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях.
20. «В гостях у С. Я. Маршака» — Беседа по содержанию стихотворения С. Я. Маршака «Перчатки».
— Игра «Смайлики» (понимание мимики).
— Имитационное упражнение «Кто как ходит».
— игра-драматизация по стихотворению С. Я. Маршака «Перчатки». Январь
21. «Путешествие» — Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение.
— Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
— Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.
— Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
— Воспитывать партнерские отношения между детьми.
22. Конкурс театральных уголков «Волшебный театр» 1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;
2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;
3. Обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности;
4. Продолжать взаимодействовать с родителями. Февраль
23. «Непослушная Маша». — Учить доводить до детей замысел сказки.
Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).
— Развивать интонационную выразительность речи.
— Развитие умения последовательно пересказывать сказку.
— Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа.
24. «Мы маленькие актёры» — Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь.
— Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. — Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки.
— Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями.
— Развитие творческого потенциала.
— Стимулировать детей полученные знания переносить в игру.
25. Викторина «Что мы знаем о театре». Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;
— Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
— Упражняться в интонирование диалогов.
— Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
— Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
— Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. Март
26. Итоговое мероприятие: Театральная драматизация сказки «Муха-цокотуха» Совершенствовать диалогическую форму речи.
— Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.
— Развивать внимание, память, воображение.
-Совершенствовать исполнительское мастерство.
27. Перезентация «Волшебный театр» Повысить компетентность педагогов, родителей о том, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
3 этап – заключительный. Презентация проекта «Волшебный театр». Дети показывают родителям инсценировку сказки «Муха-цокотуха». Организация мини-музея «Виды театра».
Результаты проекта.
У детей появился интерес к театральной деятельности, желание участвовать во всех театрализованных мероприятиях.
У детей улучшились навыки речевого общения. Они стали эмоционально читать стихи и передавать образ героев в сказках.
Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта :
Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т. д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве.
Обеспечение проектной деятельности :
1. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
2. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001
3. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
4. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
6. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. — М. : РОСМЭН, 2000.
7. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
8. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
9. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
10. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2001.
11. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. — М. : Мнемозина, 1995.
12. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. — М. :ВЛАДОС, 2001.
13. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
14. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. — М. : ВЛАДОС, 2001.
15. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. — М. : Школьная пресса, 2000.