Наталья Хен
Проект по самообразованию «Использование мультимедийных презентаций на непосредственно образовательной деятельности»
▼ Скачать
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья
г. о Чапаевск
«Использование мультимедийных презентаций
на непосредственно образовательной деятельности»
Выполнила
воспитатель: Н. В. Хен
2020-2021гг.
1. Пояснительная записка.
Публикация «Проект по самообразованию „Использование мультимедийных презентаций на непосредственно образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Повышение роли информации, превращается в настоящее время в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование - логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль пред школьной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.
Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире. И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то дошкольные учреждения применять новации, как правило, не спешат, или не могут в силу отсутствия необходимых средств.
Кроме того, компьютерные материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное количество разнообразнейших методических новаций. Некоторые исследователи даже выдвигают гипотезу о том, что последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ПК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения.
Проверить эту гипотезу мы решили через наш проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в НОД с детьми дошкольного возраста»
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный, рассчитан на 1,5 года (с июня 2019 - по май 2020 г)
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет воспитатели.
Цели и задачи проекта :
Создание апробируемой модели введения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
1. подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ в групп дошкольного образования;
2. обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом к компьютерной технике, к информационным ресурсам;
3. создание единого информационного пространства групп дошкольного образования;
4. интеграция ИКТ в процессе управления, воспитания, образования и обучения;
5. создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в НОД с дошкольниками;
Актуальность проекта
С 01 января 2014г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию : к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
В данном документе определены также и требования к педагогам. Одно из них: «Педагог должен владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста»
Федеральные государственные требования ставя т перед нами задачу создать условия для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Условия - это в первую очередь социальная ситуация развития ребенка. А поскольку мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
Этапы деятельности по реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Июнь-сентябрь -2019 г.
Задачи:
1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.
2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения НОД.
На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования компьютерных технологии в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия условий и возможностей применения ИКТ санитарно-гигиеническим требованиям.
Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
2 этап. Реализация проекта
(сентябрь 2019-март 2020г.)
Задачи:
1. Опробовать механизмы использования компьютерных технологии на НОД с дошкольниками.
2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для НОД с детьми дошкольного возраста.
3 этап. Контрольно-диагностический.
Апрель - май 2020 г.
Задачи: 1. Анализ эффективности использования ИКТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.
2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию компьютера в домашних условиях и педагогов по использованию ПК в воспитательно- образовательной работе.
Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиа техники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах нашего учреждения.
План-график работ представлен:
Этапы Мероприятия Сроки Результат
I. Подготовительный этап Анализ программы по разделам ознакомление с окружающим миром с целью подбора необходимого мультимедийного обеспечения июнь 2019г. Создание списка необходимого дидактического мультимедийного материала.
Создание информационного банка методических и дидактических материалов для проведения НОД по разделам июль 2019г. Информационный банк материалов.
Анализ отобранного и созданного информационного банка в соответствии с психическими и возрастными особенностями детей сентябрь 2019г. первоначальные рекомендации по отработке механизмов использования ИКТ
II .Этап. Реализация проекта. Проведение серий НОД по обозначенным направлениям октябрь – декабрь 2019г. Перспективный план
Анализ НОД с целью выявления положительных и отрицательных сторон использования ИКТ с методической точки зрения Январь 2020 г. Рекомендации
Анализ НОД с использованием ИКТ с точки зрения соответствия СанПиН. Медицинский контроль. Февраль 2020 г.
Заключение
Продолжить создание информационного банка материалов для НОД февраль-март 2020г. Пополнение информационного банка
Проведение внеурочных занятий, дидактических игр, викторин и пр. с использованием ИКТ февраль-март 2020г. Перспективный план
Консультации для родителей по освоению дома с детьми применение ПК. Февраль 2020 г. Материалы консультаций
Открытое НОД Март 2020г. Видеозаписи НОД
3 этап. Контрольно-диагностический.
Диагностика уровня развития детей Март 2020г. сравнительный анализ результатов
Анализ эффективности использования ИКТ Март 2020г. Итоговая справка
Разработка рекомендаций для родителей Апрель 2020г. Родительское собрание
Разработка рекомендаций для педагогов ДУ по механизмам использования ИКТ на занятиях по обучению грамоте и экологическом воспитанию Май 2020г. Материалы рекомендаций
Выступление на педагогическом совете с результатами реализации проекта Май 2020г. Презентация проекта
Диагностика уровня развития детей Май 2020г. Сравнительный анализ результатов
Анализ эффективности использования ИКТ Май 2020г. Итоговая справка
3. Критерии оценки эффективности проекта
Исходя из того, что цель моего проекта - найти и опробовать новые формы работы в НОД с использованием ИКТ, позволяющие повысить эффективность образовательной деятельности, встает вопрос об определении критериев эффективности.
Под эффективностью мы понимаем отношение затрат к результату, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах на их достижение.
Критерием оценки результата будет достижение детьми высокого уровня развития общих способностей и высокого уровня познавательной активности
Что же касается затрат, то следует помнить, что полученный в результате реализации проекта мультимедиа ресурс - это комплексный продукт, уже готовый к реализации в педагогической деятельности. То есть мой проект позволит накопить базу медиаресурсов, которая поможет любому педагогу включать их в свою работу, минимизируя тем самым свои затраты на подготовку к занятиям.
В заключение хочется выделить некоторые положительные стороны использования компьютера (ИКТ) и определенные результаты этой деятельности.
Конечно самое главное, что использование ИКТ позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.
Результаты мониторинга за первое полугодие показали более высокий уровень развития детей в интеллектуальной и познавательной области. Если раньше эти области всегда «западали» и на первое место выходило художественное и физическое развитие, то в данный момент мы увидели значительный скачек в этих областях у детей дошкольного возраста тех групп, на которых мы использовали ИКТ.
Взвешивая все «за» и «против» реализации данного проекта, заметим, что если мы в дошкольных учреждениях не воспитаем в детях любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.
Использованная литература :
1. Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.
2. Е. И. Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений, Вопросы образования, 3-2005.
3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.
4. И. И. Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий, Вопросы образования, 3-2005.
5. М. М. Митченко, Т. В. Туранова, Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005.
6. А. Л. Семенов, Качество информатизации образования, Вопросы образования, 5-2007.
7. И. Д. Фрумин, К. Б. Васильев, Современные тенденции в политике информатизации образования, Вопросы образования, 3-2005.
8. Информатизация образования : направления, средства, технологии, Пособие для системы повышения квалификации, Под общ. ред. С. И. Маслова, М, МЭИ, 2004.
9. Концепция информатизации образования, Информатика и образование, 1- 1990.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат, М., 2000.