Елена Пауль
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ Тогучинского района «Курундусская начальная школа»
Дошкольная группа «Берёзка»
Рекомендации для родителей по развитию связной речи старших дошкольников
в домашних условиях.
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Никитченко Е. В.
Игры и упражнения, которые можно использовать в домашних
условиях.
Упражнение «Диалог»
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого,
Публикация «Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:
Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше
увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Игра «Профессии»
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой
игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек
можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а
потом спросите малыша: «Кто ты?»
Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием,
например: «Я врач». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать
наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:
Как называется человек этой профессии на картинке?
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе?
Где он работает?
Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?
Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Игра «Коллекция»
Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих
качества предметов, считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек.
Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:
- подбери все машины;
- подбери всех кукол.
Разрешено систематизировать геометрические тела:
- подбери все шарики;
- принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры)
и по размеру (принеси все большие фигуры).
Упражнение «Давай поговорим»
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты
задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая
сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
В зависимости от активности ребенка его участие может быть
квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как
развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса.
Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не
связанные с общей темой.
Упражнение «Назови действие»
Ребёнок называет слова, обозначающие действия.
Вам понадобится картинный материал и вопросы.
Ребё нку задают вопросы:
- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается,
играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?
Упражнение «Повтори скороговорку»
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они
позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции,
совершенствовать плавность и темп речи.
Упражнение «Выучи стихотворение»
Разучивание стихов является средством закрепления правильного
звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая
стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.
Упражнение «Загадки»
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять
существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей,
тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и
логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задаватьнаводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Упражнение «Посмотри, что увидел, расскажи»
Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.
Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно
рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку
предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Во что одета девочка?».
Игра «Угадай по описанию»
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать,
что именно мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт желтого цвета. По
форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее».
Можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в
зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.
Упражнение «Рисуем словами»
Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по
определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение, затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.
Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно
«рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого- нибудь предмета.
Игра «А что было дальше?»
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять
формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
— Жила-была девочка Катя. Летом она отдыхала у бабушки на даче.
— Как-то раз пошла Катя в лес за ягодами. Набрала полную корзину
малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!
— Катя спросила «Кто тут?» (Что было дальше)
Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество
возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.