Ирина Астафьева
Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Используется демонстрация книги О. Корнеевой, О. Красс «Лучшая книга малышам»
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет художественная литература.
При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям, активно переживает события. Ребенок сразу выделяет положительных героев и принимает их позицию, а к отрицательным героям становится в резко отрицательное отношение.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Существует ряд предметов, которыми детям дошкольного возраста категорически запрещается пользоваться (спички, электрические розетки, газовые и электрические плиты, чайники, утюги, гирлянда, кран с горячей водой). Необходимо предупредить ребенка о возможных последствиях, не напугав его. Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение и драматизация детской художественной литературы, игры-ситуации, загадки.
В соответствии с программой дошкольников знакомят с различными сказками: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Жихарка», Кот, петух и лиса», стихотворениями современных авторов.
Картинки в книгах могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, т. к. конкретизируют его через наглядность, образность. Это книги: «Я познаю мир» авторы разные, «Лучшая книга малышам» О. Корнеева, О. Красс, «Учим вежливости» автор Насонкина С. А., «Уроки Айболита» автор Зайцев Г. К. Я хочу познакомить с книгой «Лучшая книга малышам». В этой книге стихи О. Корнеевой, О. Красс. Стихи разделены на темы. Например: Не прыгай с высоты, не съезжай с перил; не играй с огнем, не оставляй открытыми краны с водой; не играй с розетками, не выглядывай из открытого окна; не играй с острыми предметами, не засовывай в нос мелкие предметы; не залезай в узкие проходы, не пускай в дом посторонних и т. д. В этой книге яркие красочные иллюстрации к каждому стихотворению. Стихи короткие, но способствуют воспитанию навыкам безопасного поведения в быту. Например: Стихотворение «Что случилось?»
-Как кораблики плывут бабушкины тапки.
Кот рассержен: «Где уют? Промочил я лапки»
В коридоре ручейки дружно побежали.
Может майские деньки наконец настали?
Коврик у дверей промок,
Хлюпает водицей.
Здесь устроила потоп младшая сестрица.
Она куклу в ванной мыла,
Кран с водой закрыть забыла.
После чтения произведения целесообразно детям задавать вопросы по прочитанному тексту, выделяя мотив:
- Что случилось? Почему у бабушки тапки плавали? (В коридоре была вода)
-А кто был рассержен? (Кот)
- А почему кот был рассержен. Что у него случилось? (Лапки промочил)
- А что еще промокло в квартире? (Коврик)
- Так это майские деньки настали, что ручейки побежали? (Нет, это младшая сестрица устроила потоп)
- А что младшая сестрица делала в ванной? (Куклу мыла и кран с водой закрыть забыла)
-Дети, вот видите, что произошло. Настоящий потоп. Кран с водой очень опасно оставлять открытым.
Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей.