Надежда Храмцова
НОД по развитию речи и чтению художественной литературы «Зайцы Коська и Мотя пришли к нам в гости» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД Развитие речи. Чтение художественной литературы. Подготовительная к школе группа.
Автор: Храмцова Надежда Николаевна
Тема: Зайцы Коська и Мотя пришли к нам в гости.
Цель НОД: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Вид деятельности: Интегративная (коммуникативно-познавательная). Восприятие художественной литературы, продуктивная.
Форма проведения: Фронтальная.
Задачи НОД: Чтение художественной литературы.
Публикация «НОД по развитию речи и чтению художественной литературы „Зайцы Коська и Мотя пришли к нам в гости“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция (образовательные области) : познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Конспект НОД Развитие речи. Чтение художественной литературы. Подготовительная к школе группа.
Автор: Храмцова Надежда Николаевна
Тема: Зайцы Коська и Мотя пришли к нам в гости.
Развитие речи. Чтение художественной литературы.
«Край родной:
-познаем
- бережем
- гордимся»
Тема: Зайцы Коська и Мотя пришли к нам в гости.
Цель: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Вид деятельности: Интегративная (коммуникативно-познавательная). Восприятие художественной литературы (продуктивная).
Форма проведения: Фронтальная.
Задачи НОД: Чтение художественной литературы.
Интеграция (образовательные области) : познавательная, социально-коммуникативная, физическая культура.
Задачи по образовательным областям:
Развитие речи : формировать желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему. Развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа.
Познавательное развитие : расширять кругозор детей, развивать умение слушать. Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Социально-коммуникативное развитие : стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать слуховое внимание. Обогащать и активизировать словарь детей. Формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь.
Физическое развитие : формировать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать умение согласовывать движения с речью.
Художественно-эстетическое развитие : Закреплять умение рисовать и закрашивать изображение предметов в пределах контура. Развивать у детей навыки работы с кистью и красками.
Предполагаемый результат: полный ответ каждого ребёнка на вопрос воспитателя. Умение детей последовательно передавать литературный текст.
Умение слушать сверстника.
- Ребенок имеет представления о природе родного края.
-Имеет представления о природоохранной деятельности человека в жизни растений и животных родного края.
- Владеет навыками культурного общения со взрослыми и сверстниками.
- Эмоционально отзывчив на красоту родного края, позитивно деятельно относится к ней.
Словарная работа: звери, заяц, сорока, лось, ручеёк, пушистый, серый, озорной, любопытный, умный, внимательный, рассудительный, трусливый.
Предварительная работа: Чтение произведения Н. Горбачева «Заяц Коська и его друзья», А. Чеснокова «Семейные уроки экологии. «Кто живет в лесу»». Подбор пословиц о доброте, дружбе (работа с родителями). Рисунки Н. Кузнецовой по произведениям Н. Горбачева.
Оборудование: выставка книг Н. Горбачева и А. Чеснокова, контуры зайцев, краски, карандаши, сердечки.
Методы:
-Наглядные: рассматривание иллюстративного, предметного, видео-материалов;
- словесные: вопросы к детям, объяснение, рассказ, чтение произведения;
-практические: рисование.
Приё мы: Показ слайдов, загадка, речевое общение, поощрения, вопросы, сообщения детей о жителях леса, составление коллажа.
Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей.
Задачи:
1. Упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова; словарь: упражнять в подборе определений к заданным словам.
2. Формирование у дошкольников целостного образа малой Родины через расширение представлений о природном своеобразии Владимирского региона.
3. Развитие у детей эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе.
4. Развитие творческих способностей через создание ситуаций успешности каждого ребенка.
5. Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического, психического здоровья и эмоционального благополучия.
Ход НОД
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
2. Выставка книг Н. Горбачева и А. Чеснокова
- Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома, много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто авторы этих книг? О чем эти книги?
3. Сюрпризный момент.
(раздается стук в дверь и кто-то выглядывает)
Воспитатель: Чье там ухо, чья там лапа и пушистый серый хвост?
Воспитатель смотрит кто за дверью и просит ребят отгадать загадку:
- Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.
(Зайка)
Воспитатель: верно, ребята. Молодцы! К нам в гости пришли зайки. Показывает изображения зайчиков (презентация «Зайки Коська и Мотя», и им нужна наша помощь. Зайчики получили из леса письмо. Они очень обрадовались, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчикам прочитать письмо. Слушайте внимательно и в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано».
(Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы.» — «чтобы покататься».)
3. Коллективная работы над составлением текста письма
Примерный текст письма:
«Здравствуйте, Коська и Мотя. Пишет вам ваш брат Кролик длинноухий. Расскажу вам историю, которая случилась со мной и моим братцем. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом сделали лодку, чтобы. (покататься по реке Клязьме). Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые. (перевернули лодку). Мы начали кричать так громко, что. (охрипли). На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы. (согреться) Мы быстро высохли и согрелись, потому что пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько. (что объелись). Но мы не знаем дороги (домой). Нам нужна ваша (помощь)».
Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Сообща отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.
Затем письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.
4. Физкультминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки,обхватить себя руками, голову опустить вниз).
Воспитатель: молодцы ребята, помогли зайкам восстановить письмо. Зайкам Коське и Моте пора бежать на помощь к своим братикам.
4. Словарная работа.
- лес, лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесной, лесная, лесовичок;
- заяц, зайчонок, заинька, заюшка, зайчишка
- шубка: серая, белая, пушистая, мягкая
- быстрые, шустрые, длинноухие, пугливые, трусливые, серые. (какие)
- настроение веселое, хорошее, бодрое, грустное (какое)
— Как можно сказать про зайцев, какие они? (Пугливые, трусливые, серые.)
— Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (серая, белая, пушистая, мягкая.)
— Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.)
Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.
Воспитатель задает вопросы:
— Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.) А как можно сказать по-другому? (Заинька, заюшка, зайчишка.)
— Если дети затрудняются ответить на второй вопрос, подсказывает: «Как можно назвать зайчонка ласково?»
— Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.)
Воспитатель задает еще ряд вопросов:
— Где живут зайцы? (В лесу.)
— Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.)
— Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.)
— Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.) Во всех этих словах слышится одинаковая часть —лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.
— Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)
Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали (на экран выводятся слова). Вот сколько разных слов вы назвали.
6. Чтение сказки Н. Грибачева «Заяц Коська и Родничок»
7. Физкультминутка
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся
8. Разбор прочитанного.
- О ком эта сказка?
- Что однажды приключилось с зайчиком Коськой?
- Что произошло с Родничком?
- Почему пропал Родничок?
Почему расстроился зайчик Коська?
- Чем закончилась сказка?
- Вот какой у нас получился пересказ сказки Н. Горбачева. Чему же научила вас эта сказка?
9. Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит зайчик, вам нужно раскрасить, зайчиков, нарисовать им мордочку, показав настроение. Работать будем ватными палочками и красками. Затем, когда ваши зайчата будут готовы, мы поместим их в наш сказочный лес. Работа с красками. Раскрашивание зайчиков. Составление коллажа «Зайчики на лужайке».
10. Рефлексия.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, пока вы работали, я вспомнила очень хорошую пословицу: «Жизнь дана на добрые дела!»
-Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.