Ширшова Гульнара
Проект по развитию речи «В стране сказок и приключений» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по развитию речи
в средней группе «Чебурашка»
«В стране сказок и приключений»
Подготовили воспитатели:
Ширшова Г. З. (первая квалификационная категория)
Название проекта : «В стране сказок и приключений»
Вид проекта : Групповой, долгосрочный, игровой, информационный проект
Публикация «Проект по развитию речи „В стране сказок и приключений“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Сроки реализации: с 12.01.21 по 28.05.21
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.
Проблема:
Уровень развития связной речи детей не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.
Актуальность проекта :
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра, в том числе сюжетно-ролевая, имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры. Именно эти игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.. Мониторинг речи детей среднего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта :
Развитие связной речи и эмоциональности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Мониторинг развития речи детей 4-5 лет;
• Способствование развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
• Расширение словарного запаса, формирование умения пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
• Воспитание бережного отношения к книгам;
• Обогащение словарного запаса детей. Развитие образной и связной речи детей;
• Развитие любознательности, воображения, творческой активности;
• Сформирование навыка пересказа небольших рассказов по схемам (мнемотаблицам);
• Активизация участия родителей в работе по созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования
• Формы и метды:
• игровые: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные и настольные игры;
• словесные: чтение и заучивание стихов, чтение и пересказ сказок и рассказов, разгадывание загадок, рассматривание и обсуждение картинок и иллюстраций;
• практические: совместные действия воспитателя и ребенка;
Этапы проекта :
1этап - подготовительный
• Изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических и сюжетно-ролевых игр, составление плана мероприятий
2этап - основной
• Введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме и по направлениям развития речи. Реализация проекта через разные виды деятельности. Совершенствование развивающей среды : маркер игрового пространства с набором дидактических игр разной тематики
3этап- заключительный
• Итоговый сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей;
• Заполнение карт наблюдения;
• Выставка творческих работ для родителей;
• Фотоотчет
Ожидаемые результаты:
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
развитие коммуникативной функции речи; успешное овладение грамотной и связной речью; грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
совершенствование звуковой стороны речи;
повышение общей культуры ребенка;
Январь
Форма работы и название мероприятия Задачи мероприятия Участники Выход
Беседа: «Как привить малышу любовь к детской книге»
Экспериментальная деятельность «Свойства снега
Развлечение «Рождественские колядки»
Дидактическая игра «Моя семья»
С/Р игры «Семья», «Встречаем гостей»
Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец.
Рассказ на тему : «Как я маме помогаю»
Расширять представления родителей о роли книг в воспитании и всестороннем развитии ребенка
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, расширить представления о традициях и обычаях народов России
Активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;
учить отвечать на вопросы полным предложением;
совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая).
Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Обогащать и активизировать словарь детей; развивать навыки диалогической речи; воспитывать у детей уважительное бережное отношение к труду мамы. Воспитатели, дети, родители
Воспитатели, дети, родители
- выставка «Моя любимая книга» книги из домашней библиотеки
- картотека экспериментов со снегом и льдом
материал для экспериментирования,
- развлечение для детей
-фотоколлаж «Колядуем, колядуем.»
-мнемотаблица «Расскажи о своей семье»
- пополнение родителями атрибутов для С/р игры «Дом», «Семья»
(одежда для кукол, чехол для коляски, скатерть, салфетка, покрывало и т. д.)
- выставка детских рисунков
Февраль
Совместный спортивный праздник «Наша армия сильна»
С/Р игры «Солдаты», «Летчики»,
Игровые роли. Солдаты, часовой, первый и второй пилоты (летчики, стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки
Рассматривание картины «Зимние забавы»
Беседа: «Моя безопасная дорога в детский сад»
Инсценировка и драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Мотивировать детей и родителей на здоровый образ жизни и на организацию совместной деятельности.
Способствовать расширению представлений детей о службе солдата, часового, самолете, его значении как транспорта, пополнению словарного запаса детей. Помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
Способствовать развитию умения выбирать роль. Побуждать взаимодействовать в сюжете (пилот – пассажир, использовать в игре строительный материал, мягкие модули.
Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, активизировать словарь, развивать речевую активность, память, внимание
Напомнить родителям и детям о правилах поведения на дороге, о правилах пожарной безопасности
Развивать эмоциональную речь детей, актёрские способности, умение подражать голосам животных из сказки «Заюшкина избушка» (медведь, лиса, ёжик, собака, кошка, петух, имитировать движения (кто как ходит, бегает) ; развивать у детей зрительную и слуховую память.
Воспитатели, дети, родители
Воспитатели, дети, родители - атрибуты для спортивного праздника «Наша армия сильна» (снаряды, для перевозки; сумки и конверты для почты, сумки и костюмы мед. сестры, фуражки для тематического праздника)
- изготовление атрибутов для игры «Солдаты»
Выставка рисунков «Зимние игры»
изготовление макета и атрибутов для уголка ПДД «Моя безопасная дорога в детский сад»
- изготовление масок для инсценировки сказки «Заюшкина избушка»
Март
«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы»
Дид. игра «Расскажи про детский сад»
праздник посвящённый Дню 8 марта
Дид. игра «Моя семья»
Составление рассказа «Я и моя семья»
С/Р игра «Дочки-матери»
Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, кукольная посуда, постельные принадлежности: матрац, простынка, подушка, одеяло, салфетки, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, кукла – младенец.
Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия
Обогащать представления о детском саде, о детях, занятиях, игрушках; учитывать в общении интересы мальчиков и девочек; развивать дружеские отношения между мальчиками и девочками
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
Вовлечь родителей в музыкально-образовательный процесс
Формирование у детей представлений о семье, ее членах; развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье; совершенствовать навыки связной речи.
Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать. Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку. Воспитывать дружеские взаимоотношения Воспитатели, дети, родители
Воспитатели, дети, родители - мнемотаблица «Опиши игрушку»
- выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»
совместный праздник «Женский день»
- мнемотаблица «Расскажи о своей семье»
пополнение родителями атрибутов для игры «Дом»
(одежда для кукол, чехол для коляски, скатерть, салфетка, покрывало и т. д.)
Апрель
С/Р игра «Кукольный театр»
«Огород на подоконнике»
Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет?», «Животные жарких стран», «Животные Севера».
С/Р игра «Зоопарк»
Игровой материал: Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий, грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка.
Игровые роли: Директор зоопарка, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители, врач (ветеринар, кассир, посетители.
Дид. игра «Угадай сказку» Рассказать ребенку хорошо знакомую сказку, не используя имё н собственных и заменив старые понятия на похожие современные: бал – на дискотеку, карету – на автомобиль, принцессу – на супермодель. Ребёнок должен угадать сказку Цели игры : Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса к игре.
Учить менять первоначально взятую роль по ходу развёртывания игры.
Развитие компонентов детской сюжетно-ролевой игры (обогащение игровых действий, умения вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку)
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях. Привлечь родителей в исследовательскую деятельность
Расширить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании.
Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас, воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.
Закрепить знания детей о прочитанных ранее сказках, воспитывать любовь к литературным произведениям Воспитатели, дети, родители - пополнение атрибутов для игры «Театр»
(костюм волка, костюм пчёлки, маски медведя, лисы. ёжика, собаки, кошки, мышки)
- дневник наблюдений;
-кормушки для птиц
- мнемотаблица «Опиши животное»
- рассказ о посещении зоопарка.
- картотека «Из какой сказки герой?»
Май
Подвижная игра «Светофор»
Поздравления к Дню Победы: «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то!»
Развлечение для детей «Лето красное идет»
Дид. игра «Найди друзей»
Игра малой подвижности «Когда это бывает»
Итоговое родительское собрание: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год.
День открытых дверей Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете – красный, желтый, зелёный. Развивать речевую и двигательную активность детей. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.
Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете – красный, желтый, зелёный. Развивать речевую и двигательную активность детей.
Формирование патриотических чувств у детей; закрепление представления о празднике Дне победы
Создание радостного настроения у детей
Научить определять основные свойства и функции объектов; побуждать детей быть наблюдательными; обогатить активный словарь
Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе
Повышение педагогической культуры родителей;
Расширение представлений родителей о педагогической деятельности сотрудников ДОУ;
Укрепление партнерских отношений между ДОУ и родителями.
Воспитатели, дети, родители - изготовление атрибутов к игре «Светофор»
- выставка-поздравление к Дню Победы: «Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то!»
Праздничное оформление группы
- выставка детских поделок на летнюю тематику
- подбор материала для игры
- изготовление атрибутов к играм малой подвижности
Демонстрация годового проекта
Статья: «Что должен знать и уметь выпускник
средней группы»