Ольга Жлуднева
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
«Веселые пальчики»
Пояснительная записка.
«Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Цель:
развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
-познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
- развивать умение подражать движениям рук взрослого; соотносить движения рук с речью;
- научить дошкольников делать самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами;
- научить детей штриховать в различных направлениях;
- закрепить умение раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка цветными карандашами;
- научить раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка пластилином;
- научить шнуровать;
- закрепить умение рисовать по трафарету;
- развивать индивидуальную творческую деятельность;
- способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать, взаимодействовать между собой и педагогом.
Формы работы:
- самомассаж рук;
- рисование по трафарету, раскрашивание (цветными карандашами, пластилином, штриховка в различных направлениях;
- шнуровка;
- пальчиковые игры.
Организация кружка
Кружок организуются с детьми, посещающими коррекционную группу. Проводится кружок один раз в неделю. Всего 28 занятий. Занятия проводятся с середины сентября по конец апреля.
В программе разработано содержание занятий; определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу года.
К концу года ребенок должен:
- проявлять интерес к пальчиковым играм;
- использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- соотносить движения рук с речью;
- уметь делать самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами;
- уметь штриховать в различных направлениях;
- уметь раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка цветными карандашами;
- уметь раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка пластилином;
- уметь шнуровать;
- уметь рисовать по трафарету.
Уровни развития мелкой моторики.
Высокий уровень:
- проявляет интерес к пальчиковым играм;
- использует пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- соотносит движения рук с речью;
- умеет делать самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами;
- умеет штриховать в различных направлениях;
- умеет раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка цветными карандашами;
- умеет раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка пластилином;
- умеет шнуровать;
- умеет рисовать по трафарету.
Средний уровень:
- проявляет интерес к пальчиковым играм;
- иногда использует пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- неточно соотносит движения рук с речью;
- частично умеет делать самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами;
- умеет штриховать в различных направлениях;
- умеет раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка цветными карандашами;
- не умеет раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка пластилином;
- не умеет шнуровать;
- умеет рисовать по трафарету.
Низкий уровень:
- не проявляет интерес к пальчиковым играм;
- не использует пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- не соотносит движения рук с речью;
- не умеет делать самомассаж ладоней и пальцев рук различными предметами;
- не умеет штриховать в различных направлениях;
- не умеет раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка цветными карандашами;
- не умеет раскрашивать предметы, не заходя за края рисунка пластилином;
- не умеет шнуровать; рисовать по трафарету.