Наталия Хетчикова
Экологическая игра-квест «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование интереса к природе родного края через совместную деятельность взрослых и детей.
Задачи:
• расширять представления детей о природе родного края, об экологической культуре, об ответственности человека за свое будущее;
• развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, прислушиваться и уважать мнение других, совместно принимать решения, преодолевать препятствия в ходе коллективной игры;
Ход игры:
*Воспитатель: Здравствуйте, дети. Мы с вами собрались, чтобы сыграть в экологическую игруквест (квест – в переводе «поиск», название игры «Природа родного края». Значит, мы с вами будем что-то для чего-то искать, постоянно передвигаясь, и это что-то должно быть связано с
природой родного края.
*Ребята, как называется город, в котором мы живем? (ответы детей).
*Как называется наша область? Как называется страна? (ответы детей).
*На территории нашего края есть леса, реки, луга. Лес – это деревья, ягоды, грибы, орехи, травы, цветы, животные, птицы, в реках - рыба, вода. Видите, каким богатством обладает наш родной край!
*Ребята, чтобы наш край был ещё богаче, было больше леса, а в лесах было больше животных, в реках было больше рыбы, надо беречь и охранять природу, заботиться о ней. Сегодня, мы с вами будем искать клад. Нам с вами необходимо будет найти части карты, чтобы сложить эту
карту и найти клад, но путь, ребята, будет нелёгким. В пути вам пригодятся знания о природе родного края, внимательность, смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других
за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.
Детей встречает «Берёзка.»
*Березка: Здравствуйте, ребята. Куда путь держите? (ответы детей).
Хорошо, я вам помогу, но сначала угадайте, кто я? (Берёзка зачитывает загадку) :
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза).
*Как вы думаете, в какой же лес вы попали? (Лиственный). А ответьте-ка на следующие вопросы: Готовы? (ответы детей). И так внимание!
1. Ребята, а лес, в котором расту я и мои сестрички, как называется? (березняк, березовая роща).
2. Если в большом городе удалить все зелёные насаждения. К чему это может привести?
3. Самое сладкое дерево наших лесов? (липа).
4. Из какого дерева делают спички? (Из осины. Древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так все поры его ствола заполнены влагой).
5. Как называется человек, который охраняет лес, следит за порядком в доверенной ему лесной зоне? (лесник или лесничий).
6. Какое дерево называют символом нашей Родины? (Берёзу).
7. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
Молодцы!
А ещё попрошу вас поиграть со мной. Игра называется «С какого дерева листок». Я показываю листик, вы называете дерево.
*Березка: Справились, молодцы.
Детей встречает ЛЕСОВИЧОК. (Воспитатель).
*Лесовичок: у-ф-ф-ф! Зачем пожаловали? (ответы детей). Хорошо, ответьте на мои вопросы:
1. Какие лиственные деревья растут в наших лесах? (ответы детей).
2. Назовите, какие ягоды растут в наших лесах? (ответы детей).
3. Какие животные водятся в наших лесах? (ответы детей).
4. Глухарь – это животное или птица? (ответы детей).
5. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка).
6. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
7. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
Молодцы. Я разрешу вам зайти в лес, но мне необходимо убедиться, что вы знаете, как вести себя на природе, что можно делать в лесу, а чего категорически делать нельзя.
*Поиграю с вами в «Экологический светофор».
Вот вам кружки двух цветов: красного, зеленого. Я проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок. Он означает: «стой! Твои действия приносят вред окружающей среде». И кружок зелёного цвета будет означать: «Ты настоящий друг и защитник природы! Продолжай помогать природе!»
Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «зелёный» - можно, своими действиями ты помогаешь природе.
1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).
2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).
3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)
6. Девочки очищают участок от мусора. (з)
7. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)
10. Дети сильно шумят в лесу. (к)
11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)
13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
*Лесовичок: Ну что ж, ребята, видно, вы и правда знаете, как вести себя в лесу, как поступить, чтобы не навредить природе. Двигаются дальше. На пути встречается Озеро. (картинка).
*Озеро : Здравствуйте, ребята. Откуда вы? (мы из детского сада). А меня вы узнали? (ответы детей).
Сегодня я вам подскажу. Я –озеро Яркуль. Куда же вы путь держите? (ищем Природу родного края).
Хорошо, я вам помогу, но надо выполнить задание. Ответить на мои вопросы.
1. Где живут рыбы?
2. Для чего рыбам нужен хвост?
3. Для чего нужны плавники?
4. Чем покрыто тело рыб?
5. Чем рыбы дышат?
6. Каких рыб вы знаете?
*Озеро: Слушайте моё следующее задание: чтобы вы ребята и взрослые прошли дальше, необходимо пройти заболоченный участок.
«Полоса препятствий». (на полу нарисованы маленькие круги – это кочки, надо перескочить по кочкам, не наступая на «воду).
*Озеро: молодцы, вот вы и пришли на цветущий луг. И помните о главном правиле ребята: в лес, на озеро без взрослых ходить нельзя!
*Дети: спасибо. (детей встречает луг).
*Луг: здравствуйте, дети. Устали? Присаживайтесь. У нас все любят остановиться, прилечь, вдохнуть аромат цветов и спелых колосьев. Скажите, ребята, какую пользу приносят луговые цветы? (ответы детей). Да, природа нашего края богата не только сладкими ягодами, да
ржаными колосьями и цветами, она богата лекарственными травами. Посмотрим, что вы знаете о лекарственных растениях. Сейчас я загадаю вам загадки, покажу лекарственные травы.
1. Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь, сорвёшь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник).
2. Когда моё горлышко болит, она поможет, она исцелит. Я ею горлышко пополощу и гулять пойти смогу. (ромашка).
3. Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог. Как присяду на диванчик, вспомню желтый. (одуванчик).
4. Если что-то заболит, даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой с чудо-травкой. (зверобой).
5. Вкусен чай и ароматен, с ней он легок и приятен: листочки сорваны, помяты, что ты вдыхаешь? - Запах… (мяты).
*Луг: Молодцы.
Держите, ребята, карту «Природа нашего края".
*Воспитатель: Ребята, мы справились. Повторяйте за мной «Я расту честным, добрым, заботливым человеком. Не разорять птичьих гнёзд и муравейников. Не губить насекомых. Не
обижать братьев наших меньших. Не ломать ветки деревьев и кустарников, не срывать без надобности цветы, ягоды, грибы, даже, если они считаются ядовитыми. Не засорять городские парки, леса мусором. Не сбрасывать в реки мусор. Научиться экономить водопроводную воду.
Любить свой город и свою: "Природу родного края". Направить все свои знания и силы на заботу о природе, животных и растениях.
Молодцы! Наше занятие подошло к концу.