Елена Развозжаева
Проект по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе
«ЗИМУШКА - ЗИМА»
Проект разработал воспитатель: Развозжаева Е. Н.
п. Тургеневский
2020 год
Паспорт проекта
1 Тема проекта «Зимушка-зима»
Публикация «Проект по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2 Вид проекта Информационный, краткосрочный, познавательный, творческий
3 Участники проекта Дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители (законные представители)
4 Сроки реализации
проекта С 27.01.2020. -31.01.2020.
5 Проблема При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том, как ведут себя животные и птицы в это время года. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе.
6 Обоснование проекта Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
7 Актуальность Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.
8 Цель проекта Дополнить и систематизировать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширить представления о зиме через различные виды детской деятельности.
9 Задачи • Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.
• Уточнить и расширить знания об образе жизни диких животных зимой.
• Расширять представления о зимующих птицах.
• Продолжать знакомить с зимними видами спорта.
• Формировать представление о безопасном поведении зимой.
• Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Развивать интерес родителей к жизни детского сада.
10 Ожидаемые результаты По окончанию проекта смогут :
Дети:
• Устанавливать зависимость жизни растений, животных и птиц от изменений в природе.
• Осознанно правильно относиться к окружающей природе.
• Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
• Систематизировать знания о зимних забавах и видах спорта.
• Знать основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила.
Педагоги:
• Повысят квалификацию по данному проекту.
Родители:
• Будут принимать активное участие в совместных зимних играх, опытах и забавах (катание на санках, катание с горки, катании снеговиков, лепке поделок из снега, украшении снежных построек);
• Сплочение ребенка с семьей;
Этапы работы
1. Подготовительный (мотивационный)
Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.
1. Подготовка информационного пространства;
- консультации для родителей «Зимние забавы и безопасность» (приложение № 18)
- консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой» (приложение № 19)
2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
3. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проект
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
2. Основной
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Ежедневно:
- комплекс утренней гимнастики с экологическим уклоном «Зима» (приложение 1)
- комплекс гимнастики пробуждения «Зимушка - красавица» (приложение 2)
Совместная деятельность педагогов и детей.
Понедельник 27.01.2020 г
«Зимушка – зима»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Приметы зимы»
Цель: уточнить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме.
Приложение № 3
Беседа «Зимушка-Зима»
Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, явления природы, типичные осадки, состояние растений.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Зимой»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Снежинка»
Приложение № 6
Прогулка. 1
Приложение № 7
Дыхательная гимнастика «Снежок»,
«Снег скрипит»
Приложение № 8
Беседа «Как живут растения зимой»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают).
Приложение № 4
Чтение детям. В. Бианки «Лес зимой»
Приложение № 9
Просмотр презентации «Здравствуй, зимушка – зима»
Вторник 28.01.2020г
«Дикие животные зимой»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Цель: Закрепить у детей представление о животных, умение подбирать животным следы.
Приложение № 3
Беседа «Как звери зимуют»
Цель: закрепить представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты, о способах добывания
пищи; дать знание о том, как человек помогает диким животным в голодное зимнее время;
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Медвежонок»
Приложение № 6
Прогулка №2
Приложение № 7
Дыхательная гимнастика «Любопытный ёжик», «Медвежонок»
Приложение № 8
Артикуляционная гимнастика «Снежки», «Мороженое»
Приложение № 10
Заучивание наизусть: И. Суриков «Зима»
Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, об ее основных особенностях. Развивать память, воображение.
Приложение № 11
Рассматривание альбома «Зима. Дикие животные»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о диких животных России в зимний период.
Среда 29.01.2020г
«Зимующие птицы»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Кто прилетел на кормушку?»
Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;
уточнить понятие «зимующие птицы»;
Приложение № 3
Беседа «Покормите птиц зимой»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Птички зимой»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Сова»
Приложение № 6
Прогулка №3
Приложение № 7
Дыхательная гимнастика «Дятел», «Голубь»
Приложение №8
Физ. минутка «Во дворе»
Приложение № 12
Чтение детям. «Пословицы и поговорки на тему «Зима»
Приложение №9
Самостоятельная художественная деятельность. Пластелинография. Тема: «Снеговик»
Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Способствовать умение детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Развивать умение и навыки в работе с пластилином.
Приложение № 13
Четверг 30.01.2020г
«Зимние забавы»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Половинки. Зимние забавы»
Цель: обогащать знания детей о зимних видах спорта, спортивном инвентаре, зимних забавах.
Закреплять умение детей подбирать пару картин, имеющих общее значение.
Приложение № 3
Беседа «Зимние игры и забавы»
Цель: закрепление у детей знаний о зимних развлечениях. Систематизировать знания детей о зимних видах спорта и развлечениях;
активизировать словарный запас.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Снежки»
Приложение № 6
Прогулка №4
Приложение № 7
Дыхательная гимнастика «Лыжник»,
«Катание с горы»
Приложение №8
Чтение детям. Стихи И. Пштыка «Зимние забавы»
Приложение №9
Загадывание загадок о зимних явлениях природы, зимних видах спорта.
Приложение № 14
Слушание. П. И. Чайковский – «Времена года»
- «Декабрь. Святки»
Цель: Продолжение знакомства с творчеством
русского композитора П. И. Чайковского – «Времена года» - «Декабрь. Святки»
Приложение № 15
Пятница 31.01.2020г
«Безопасность в зимний период»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Цель: Закрепить представления детей о безопасном поведении в зимний период.
Воспитывать чувствовать ответственность за личную безопасность.
Приложение № 3
Беседа «Зимой на горке»
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать умение избегать травмоопасных ситуаций.
Приложение №4
Пальчиковая гимнастика «Мороз»
Приложение № 5
Зрительная гимнастика «Елка»
Приложение № 6
Прогулка №5
Приложение № 7
Дыхательная гимнастика «Холодно зимой»,
«Погреемся»
Приложение №8
Заучивание считалки «Морозная считалка»
Цель: выучить с детьми считалку для последующих игр на прогулке; упражнять детей в правильном произношении звуков; работать над артикуляцией, дикцией, выразительностью чтения.
Приложение № 16
Викторина «Зимушка - зима»
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, зимних развлечениях. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»; развивать смекалку и сообразительность детей.
Приложение № 17
3 этап. Заключительный.
Цель:
- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
-оформление фото альбома по проекту.
Информационное обеспечение:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2017.
2. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Просвещение, 2007.
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность : Методическое пособие. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2014.
5. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. -сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.
6. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ автор – составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010
7. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А. Ф. Мазурина. - М. : Просвещение, 2011. - 206 с.
8. Саморукова Г. Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2011. - 207 с.
9. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / Срст. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. - М. :
Оникс-XXI век, 2005.
10. Интернет ресурсы:
Пальчиковая гимнастика и физ. минутки: https://www.stranamam.ru/post/6895117/
Дыхательная гимнастика: https://teddyclub.org/ru/article/detskij-sad/2109-palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-v-stihah/
Зрительная гимнастика в стихах: https://nschds1.ucoz.ru/publ/zritelnaja_gimnastika_v_stikhakh/1-1-0-13
Пословицы, поговорки и загадки о зиме: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/01/03/podborka-poslovits-pogovorok-i-zagadok-o-zime
О. Д. Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. https://www.labirint.ru/books/27393/