Елена Меркулова
Проект по ПДД в средней группе «Правила дорожные — правила недёжные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №34 города Ельца»
Проект по ПДД в средней группе №6
«Правила дорожные – правила недёжные!»
Воспитатель:
Меркулова Елена Витальевна
Елец – 2019
Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой.
Актуальность:
Публикация «Проект по ПДД в средней группе „Правила дорожные — правила недёжные!“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
С каждым годом интенсивность транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Педагогами детского сада ведется в этом направлении большая работа.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Участники проекта :
воспитатели, дети, родители.
Предмет изучения:
Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта :
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
- упрочение совместного сотрудничества ДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- разработка плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательную деятельность :
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
6. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
7. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
8. Тематические погружения по теме проекта.
9. Работа с родителями.
10. Использование видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта :
1 этап (постановка проблемы) :
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта :
а) знание правил дорожного движения;
б) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач) :
- довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу: Воронова Е. А. «Красный. Желтый. Зеленый», Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В. А. «Три сигнала светофора»; Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»; Якупов А. Я. «мы по улице идем»; Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие;
- провести с детьми беседы по теме: «Играем во дворе», «Как переходить улицу?», «Вежливые пассажиры», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Машины на улице нашей»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом) :
- организовать работу по решению задач проекта через :
1. Непосредственно-образовательную деятельность :
- «Знаки дорожные»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Транспорт на улицах города»;
- «Осторожно, дорога»;
- «Путешествие по городу».
2. Художественное творчество:
- рисование: «Мой весёлый светофор», «Красный сигнал светофора», «Улицы города»;
- лепка: «Светофор»;
- аппликация: «Светофор», «Автобус».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы:
А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофер», В. Клименко «Зайка - велосипедист», Б. Житков «Что я видел», Н. Сорокин «Переход», С. Михалков «Моя улица», С. Михалков «Если свет зажёгся красный»; «Дядя Стёпа – милиционер» и другие.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
8. Дидактические игры: «Какой огонёк зажёгся», «Собери знаки», «Покажи такой же знак», «Одинаковые и разные», «Дорожные знаки», «Правильно разложи», «Светофор», «Узнай по описанию».
9. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
10. Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Путешествие по городу», «Путешествие на автобусе».
11. Отгадывание загадок о транспорте, о дорожных знаках.
12. Проведение с детьми викторины «Внимательный пешеход».
13. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
14. Тематические погружения по теме проекта – встречи с сотрудниками ГИБДД, посещение регулируемых перекрестков.
15. Проведение с родителями:
- анкетирование родителей,
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Пешеходы, и пешеходные переходы», «Светофор»,
- оформление папок передвижек «Безопасность детей – забота взрослых», «Ребёнок и велосипед», «Беседы и игры с ребёнком о правилах безопасности на дорогах»,
- конкурсы: «Весёлый светофор», «Правила дорожные – правила надёжные!».
4 этап (совместное занятие с сотрудником полиции) :
- проведение совместной ОД с сотрудником полиции по ПДД «В стране Правил Дорожного Движения».
Полученные результаты:
- произошло упрочение связи детского сада и отдела полиции в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, согласован план дальнейшего сотрудничества;
- разработанный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- по итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы:
Методическая литература:
1. Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
2. Воронова Е. А. «Красный. Желтый. Зеленый»
3. Добряков В. А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
5. Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
6. Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
7. Якупов А. Я. «Мы по улице идем».
Художественная литература:
8. Барто А. «Грузовик».
9. Заходер Б. «Шофёр».
10. Клименко В. «Зайка - велосипедист».
11. Житков Б. «Что я видел».
12. Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер».
13. Михалков С. «Если свет зажёгся красный».
14. Михалков С. «Моя улица».
15. Сорокин Н. «Переход».