Венера Масалимова
Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина — мое начало»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Комбинированного типа Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска
Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Проект по патриотическому воспитанию
«Моя малая Родина — моё начало»
Разработала Масалимова В. В. ,
воспитатель МАДОУ Детский сад №9
«Аленушка» г. Бирск
Актуальность.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Моя малая Родина — мое начало“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель данного проекта — показать возможность и эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.
Задачи патриотического воспитания :
• формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;
• формирование духовно - нравственного отношения к природе родного края;
• воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает в себя:
• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
• знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.
• проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;
• организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.
Нам педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, своей республики, её героями, историческими деятелями, известными людьми. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя малая Родина- мое начало». Работая над созданием проекта учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, общие закономерности их развития и особенности становления личности на каждом возрастном этапе.
Тип проекта : информационно-творческий.
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный-2года (средняя, старшая группа).
Участники проекта : педагог, дети (5-6 лет, родители.
Срок реализации проекта : с 2020- 2022учебный год.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи.
Задачи.
Образовательные:
-Уточнить и углублять знания и представления о Республике Башкортостан.
-Формировать первоначальные представления о карте Республики Башкортостан.
-Сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики республики, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне.
-Систематизировать знания о городах, районах Республики Башкортостан, животных, птицах и растениях.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес к родному краю, к его природному богатству.
-Развивать представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих республику.
-Способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи.
Воспитательные :
-Воспитание и уважение к своему народу, уважительное отношение к наследиям других народов.
-Воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих близких и свою Республику.
-Воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно- исследовательскую деятельность.
Ожидаемые результаты.
-Создать систему занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности.
- Пополнить предметно - развивающую среду по нравственно- патриотическому развитию детей.
-У детей будут сформированы знания о своей семье, ее истории, традициях, о родном крае, о своей республики, ее столице, о своем городе и его достопримечательностях; о природе края.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
-Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
-Педагоги и родители пополнят знания о родном крае- республике Башкортостан, о своём городе Бирск через проведение совместных мероприятий.
Этапы реализации проекта.
I. Организационный
• Вхождение в проблемную ситуацию.
• Подбор методической литературы по теме проекта.
• Подбор познавательной и художественной литературы.
• Подбор наглядного, дидактического материала.
• Составление плана-схемы проекта и включение познавательных занятий, бесед, сюжетно- ролевых игр и других видов деятельности.
• Обсуждение с родителями цели проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
• Подготовка консультаций, бесед, папок-раскладушек, наглядности, анкет для родителей, выступлений на родительском собрании.
II. Основной (практический)
Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий)
III. Заключительный
• Создание фотоальбома на тему «Мой родной край-Башкортостан», «Бирск - моя малая Родина»,тематических альбомов «Птицы родного края», «Животные Башкортостана», «Деревья и растения нашего края», «Культура Башкортостана».
• Выставки рисунков детей по теме «Город, в котором я родился», «Это моя Родина», «Бирские яблочки», «Природа родного края» и т. д.
• Проведение итоговых и праздничных мероприятий.
• Участие в акциях «Покорми птиц зимой», «Новоселье у птиц». (Изготовление кормушек и скворечников для птиц, «Посади дерево», «Сохраним Елочку» .
• Изготовление лэтбука «Мой край родной».
• Презентация результатов проекта «Моя малая Родина- мое начало».
• Подведение итогов.
Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.
Реализация проекта по патриотическому воспитанию
Работа по данному направлению реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей.
2. Знакомство с родным краем и Россией.
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей республики и города.
4. Знакомство с государственной символикой города Бирск, республики Башкортостан, России.
В процессе реализации работы с детьми используются: игры – занятия, игры –
развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной
литературы.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• Настольно-дидактические игры «Собери башкирский ковер», «Башкирские узоры», «Какого города герб?», «Кто скорее составит флаг России и РБ?» «Башкирские блюда, утварь», «и т. д.
• Сюжетно-ролевые игры
• Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
• Экскурсии по городу.
• Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города.
• Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
• Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Бирск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Башкортостан!», «Красная книга республики Башкортостан», «Биряне – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
• Просмотр видеофильма «Мой край- Башкортостан», «Наша Родина – Россия», «Мой детский сад», «Природа родного края»
• Посещение музея.
Продуктивная деятельность
• Народное творчество Башкортостана
• Рисование «Роспись посуды элементами башкирского орнамента», «Укрась башкирский ковер», «Украшение бочонка для меда», «Пейзажи родного края»
• Лепка «Животные и птицы родного края», «Кадушка для кумыса», «Акбузат мой удалой»
• Аппликация «Юрта», «Разукрась головной убор -кашмау», «Украшение одежды башкирским орнаментом»
• Создание папки рисунков «Бирск – глазами детей и родителей»
• Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
• Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по родному краю», «Экскурсия по родному городу».
Развитие речи
• Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Бирска», «Мы едим по городу» ,«Мой дом, моя улица», «Моя родословная»
• Беседы с детьми «Мой край Башкортостан», «О городе Уфе», «Природа родного края», «Лекарственные растения Башкортостана», «Башкирская пчела», и т. д.
Ознакомление с художественной литературой
• Знакомство с творчеством писателей Башкортостана.
• Разучивание стихов, песен о родном крае, г. Бирске.
• Чтение сказок «О курае», «Медведь и пчелы», «Четыре друга»
Музыка
• Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
• Слушание музыки «Процветай, Родина моя!», «Я люблю тебя, мой Башкортостан!»
• Разучивание музыкальных подвижных игр «Юрта», «Курай», «Соткем ковер»
• «Мы играем в оркестр народных инструментов»
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского и башкирского быта
5. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
6. Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Республики Башкортостан», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
7. Информация для родителей : папка-передвижка «Люби и знай свой край родной», анкетирование родителей по теме : «Патриотическое воспитание ребёнка, как я его понимаю», «Семейные традиции»; консультация для родителей по теме : «Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста», «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю», «Лучше нет родного края»,родительское собрание : «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»
3 этап. Завершающий
1). Презентационно – завершающий
1. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
2. Открытое занятие «Мой край- Башкортостан»
3. Развлечение «Башкортостан- мой край, моя Республика»
4. Выставка продуктов детской деятельности.
5. Оценка этапов реализации проекта детьми.
6. Презентация проекта.
2). Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»