Ольга Корольская
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Ташла — мой дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ташлинский детский сад «Солнышко»
Проект
по патриотическому воспитанию дошкольников
«Ташла – мой дом родной»
Автор проекта : Воспитатель
первой квалификационной категории Корольская О. Н.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников „Ташла — мой дом родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
К. Симонов
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в ребёнке чувство гордости за свою Родину, надо с раннего детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, свою семью: маму, папу, бабушку, дедушку и людей, живущих рядом.
Поэтому, нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
формирование элементарных знаний о правах человека;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие интереса к традициям и промыслам народов проживающих в селе Ташла;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Основой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования. Среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей», а также «создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Ташлинский район. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его.
Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наше село Ташла имеет свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.
Понятие «моя малая родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Цель проекта : воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления их с историей родного края.
Задачи проекта :
• создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности
• дать элементарные сведения из истории села Ташлы;
• познакомить детей с достопримечательностями Ташлы и людьми, прославившими свой родной край;
• создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
• развивать бережное отношение к достопримечательностям, культурным ценностям, природе края;
• воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к малой Родине.
Тип проекта :
• по методу: практико-ориентированный;
• по количеству участников: групповой;
• по продолжительности: среднесрочный.
Направление проекта : воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю.
Возраст детей, участников проекта : 5-7 лет
Актуальность
Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о родном крае, его истории.
Необходимые условия реализации проекта :
• Интерес детей и родителей;
• Методические разработки;
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
1. Расширить знания детей о родном крае (село Ташла, о достопримечательностях, богатствах Ташлинского района и Оренбургской области;
2. Развить умение узнавать и правильно называть увиденные места Ташлинского района;
«Социально- коммуникативное развитие»
1. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению достопримечательностей Ташлинского района;
2. Развитие диалогической и монологической форм речи.
Формы, методы, приемы, используемые для реализации проекта :
1. Наблюдение
2. Совместные игры
3. Анкетирование
4. Познавательные игровые занятия
5. Беседы
6. Экскурсии.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
• Принцип учета психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
• Принцип целесообразности - скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитатель -ребенок - родители).
• Принцип поступательного развития - последовательность в гражданско - патриотическом формировании личности (я- моя семья- мой край).
• Принцип доступности краеведческого материала.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
• Личностно- ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
• Культурологический подход подчеркивает ценность пути развития своего края на основе взаимосвязи, взаимовлияния.
• Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.
2. Освоение детьми доступных знаний об истории родного края. Дети знают основные достопримечательности Ташлинского района, историю возникновения села Ташлы, людей прославивших свой родной край.
3. Проявление детьми внимания и бережного отношения к достопримечательностям родного края.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
5. Создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников в ДОО.
Содержательный раздел
Этапы работы по проекту :
Название мероприятий
Тема
Работа с детьми
НОД Речевое развитие, познавательное развитие:
Беседа «Моя Родина- Россия»
Беседа «История возникновения посёлка Дивинка»
Продуктивные виды деятельности:
«Моя улица» - конструирование из строительного материала
«Моя семья» - рисование
«Мой детский сад» - рисование
«Природа нашего края» - аппликация
«Этот День Победы»- конструирование из бумаги
Художественно-эстетическое развитие: (музыка)
Прослушивание аудиозаписей:
«Если с другом вышел в путь»
«От улыбки»
«Гимн России»
Игры
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери»
Настольные игры: познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра «Жители планеты Земля»
Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты».
Дидактические игры:
«Герб Ташлы», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие.
Знакомство с литературой
Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер, Моя улица», «Моя бабушка» «Вот так мама» Е. Благинина загадки, стихи, пословицы.
Целевые прогулки, экскурсии
«В районную библиотеку»,
«К памятнику неизвестного солдата», «Районный краеведческий музей»
«Экскурсия к памятнику воинам-интерционалистам»
Работа с родителями
Помощь в оформлении детских докладов на тему: «На каких предприятиях работают родители»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Тема: Что мы знаем о родном крае? Тема: Мой район и областной центр, в котором я живу Тема: Достопримечательности села Ташла. Тема: Заповедная природа с. Ташлы
Цель: Закрепить знания о родном крае : название села, герб и флаг родного села. Цель: Дать представления: Ташла прежде и теперь. История возникновения села. Древние постройки. Беседа: День Села. Цель: Познакомить детей с историческими памятниками родного села. Цель: Познакомить детей с обитателями заповедной зоны. Охрана заповедника. Беседа о заповеднике. Рассматривание иллюстраций.
Октябрь Тема: Животный мир родных степей. Тема: Пестрый ковер степей Ташлы. Тема: Красная книга России. Что такое Красная книга. Тема: Я и мое имя
Цель: Познакомить детей с животными и обитателями Ташлинского района, выяснить особенности их жизни (питание, приспособленность к окружающей среде, образ жизни) Цель: Дать понятие что такое степь? Характерные особенности. Рассматривание иллюстраций. Разучивание игры: «Земля, огонь, вода, воздух». Обитатели степи. Особенности условий их жизни. Цель: Познакомить детей с птицами, растениями и животными села занесенных в Красную книгу. Экскурсия в районную библиотеку. Просмотр документального фильма о Красной книги России. Цель: Выяснить почему человеку с рождения дают имя, почему меня так назвали? Для чего человеку имя. Полное и неполное имя (Игра). Этюд назови ласково.
Ноябрь Тема: «Мы такие разные». Тема: Ледяные оковы. Тема: Культурное наследие Ташлинского района. Тема: «Очень я люблю маму милую мою»
Цель: Познакомить детей с национальностями, проживающими в Ташле и Оренбургской области, их особенностями. Песенным творчеством. Цель: Знакомство с особенностями зимовки растений, степей, лугов нашего района. Знакомство с особенностями зимовки животных (рыб, звере, насекомых); а также птиц нашего села. Цель: Познакомить детей с населением Ташлинского района. Рассказать о традициях народов Оренбуржья и Ташлинского района. Цель: Учить составлять рассказы на т ему: «За что я люблю свою маму». Прослушивание песен, стихов о маме. Итоговое мероприятие: Праздник: День матери.
Декабрь Тема: Путешествие в прошлое. Зимние забавы. Тема: В мире знаменитых людей. Тема: «Жизнь до. Культура и быт народов Оренбургской области и Ташлинского района». Тема: В новогоднее прошлое.
Цель: Рассказывание о зимних забавах наших предков. Чтение стихов А. С. Пушкина «Вот моя деревня» Цель: Рассказывание о знаменитых людях Ташлинского района Оренбургской области. Чтение произведений местных поэтов. Цель: познакомить с бытом и культурой наших предков, строительства избы (художественные и символические особенности, ее внешним и внутренним убранством) Цель: «Создание музея старых новогодних игрушек»
Январь Тема: Пришла коляда, отворяй ворота. Рождество. Тема: «Путешествие по водам родного края» Тема: Национальная одежда народов мира.
Цель: познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, святки, коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям. Цель: Знакомить детей с озерами и реками Оренбургской области и их обитателями. Особенностями условий их жизни. Цель: закреплять умение различать национальные костюмы народов Оренбуржья.
Февраль Тема: Народные традиции. Хлеб в русской кухне. Русские традиции связанные с хлебом. Тема: Москва- главный город нашей Родины. Тема: Уважения достойны. Наши защитники. Тема: «Добрые соседи»
Цель: Знакомить детей с различными сортами хлеба в разные временные отрезки жизни России. Беседа с опорой на знания детей о выпечке. Ташлинский хлебозавод. ЭКСКУРСИЯ ПО ФОТОГРАФИЯМ. Цель: Знакомить детей с репродукцией картин о родной природе. Чтение худ литературы о родине. Объяснение значений пословиц о родине. Цель: Знакомство с героями Ташлы и Оренбургской области. Знакомство с военными профессиями. Летное училище города Оренбурга. Цель: Познакомить детей с традициями народов Ташлинского района, национальными блюдами, воспитывать интерес к традициям разных народов.
Март Тема: «Госпожа Масленица» Тема: «Растительный мир родного края» Тема: «Народная игрушка – кукла самоделка» Тема: Экология Оренбургской области и Ташлинского района.
Цель: Познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником – Масленица; развивать речь заучивая заклички, пословицы и поговорки; воспитывать интерес к традициям русского народа. Цель: Знакомств с растениями района и области; знакомство со злаковыми культурами нашего региона (указать на то, что наш край славится хлебом). Знакомство с лесной фауной нашего края. Знакомство с лекарственными растениями родного края. Цель: Познакомить с народной игрушкой- куклой самоделкой, способами изготовления этой куклы, расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить куклу самостоятельно. Цель: Выяснить откуда берется и девается мусор? Вот труба – над нею дым. Почему мы часто слышим слово экология? Что сделать, чтобы наша экология не страдала?
Апрель Тема: «Игры народов Оренбуржья» Тема: «Оренбургский пуховый платок» Тема: «Птицы Оренбуржья и Ташлы» Тема: «Маленький мир Оренбуржья»
Цель: Познакомить с играми народов Оренбургского края Цель: Познакомить с ремеслом, прославившим Оренбуржье на весь мир. Цель: Знакомство с перелетными птицами родного края (отличие друг от друга, места обитания, способы питания) Цель: Познакомить детей с насекомыми и пресмыкающимися родного края.
Май Тема: «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится» Тема: В мире героических людей. Тема: Подземная кладовая. Тема: «Разноцветная ярмарка Ташлы».
Цель: Познакомить с историей субботника. Как он проходит в нашем селе. 1 мая- День труда. Цель: Рассказать детям о войне и героях Оренбургской области, Ташлы. Слушание и пение фронтовых песен. Участие в празднике 9 мая. Вальс Победы. Митинг. Цель: Знакомство с полезными ископаемыми, которые добывают на территории нашего района и области; уточнение представлений детей об использовании полезных ископаемых в народном хозяйстве. Цель: Знакомить детей с различной промышленностью Ташлинского района. Рассказывание и защита детских проектов по предприятиям Ташлы. (Хлебозавод, МПЗ «Ташлинский»Мясокомбинат, Асфальтовый завод).
Приложения.
Проект по предприятиям Ташлы. Вахнина Арина.
Асфальтовый завод. Корольский Кирилл.
Аппликация «Российский флаг»
В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус. (Воспитатель показывает детям Россию.) Вот так много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим, Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. (воспитатель показывает изображения природы разных широт: степь, субтропики, тундра, лес, горы). Россия граничит с 16 другими странами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.
В России есть высокие горы. Выше всех - потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами. В России есть глубокие озёра. Самое большое - озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. А сколько в России длинных рек, речек, речушек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга - самая крупная в Европе.
Вот такая она удивительная, наша страна!
2. Ребята, а как же нам отличить ее от других стран?
У каждой страны есть свой флаг. Российский флаг состоит из трех полос: верхняя полоска – белая, как чистый снег, средняя полоса – синяя, как ясное небо, а нижняя полоска – красная, как солнышко на рассвете.
Послушайте стихотворение о нашем флаге, и вы узнаете, что же означают эти три цвета?
Ребенок:
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак -
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
- Каждый цвет несёт определённый смысл.
Белый цвет - мир и чистота. Он говорит о том, что наша страна любит мир и никогда ни на кого не нападает.
Синий цвет - цвет неба, обозначает верность и правду. То есть народ любит свою страну и в любой момент защитит её от врагов.
Красный цвет - огонь и отвага (смелость, цвет силы.
Игра «Соберись у стяга».
- Где можно увидеть флаги или флажки?
- На зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.
Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это – берёзы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Руки согнули назад.
3. Кроме флага отличительным знаком страны является герб.
Давайте рассмотрим герб России.
— Что вы видите в центре?
— Орла.
— Расскажите о нём, какой он?
— С двумя головами, с поднятыми крыльями.
— Как вы думаете, почему изображён орёл?
— Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое.
— Но почему у орла две головы?
— Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы,потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу.
В центре большого герба находится щит. На щите изображен всадник на белом коне
. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом. Этот щит и есть герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.
— Где можно увидеть герб?
— Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты.
— Что вы увидели на монетах?
— Герб.
— Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают). После рассматривания и беседы дети рассказывают стихотворение «Герб России» :
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
В. Степанов.
4. Д/и «Собери пазл»
Для того чтобы запомнить как выглядят гербы нашей страны и Москвы, давайте разделимся на две команды и соберем пазлы с изображением гербов на скорость.
5. Гимн.
— Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. (Дети прослушивают в записи отрывок из «Государственного гимна России»).
Итог занятия.
Воспитатель : Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.
Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”