Ольга Сидорова
Педагогический проект по патриотическому воспитанию для дошкольников «Без корня и полынь не растёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
Участники проекта:
дети подготовительной группы
родители
воспитатели
музыкальный руководитель
инструктор по физической культуре
Интеграция областей знаний в ходе проекта.
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Публикация «Педагогический проект по патриотическому воспитанию для дошкольников „Без корня и полынь не растёт“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
Цель проекта: содействие возрождению традиций семейного воспитания, формировать интерес к истории семьи и дома.
Задачи проекта:
• дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
• углублять у детей представления о семье, воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
• формировать представления о родственных отношениях, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
• закреплять знание имён и отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек, воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• продолжать знакомить детей о родословной своей семьи, создание герба и генеалогического древа семьи, развивать у детей умение составлять рассказ о своей семье.
Подготовительный
• Продумать тему будущего проекта;
• Обозначить цель проекта;
• Поставить задачи данного проекта;
• Провести анализ имеющейся методической и специальной литературы по вопросам патриотического воспитания на тему «Семья»
• Определить сроки проведения проекта
• Разработать планирование мероприятий
• Провести вводный мониторинг
Основной
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий.
Заключительный
• выставка детско-родительских работ «Герб семьи» и «Моя родословная»:
• презентация «Герб и генеалогическое древо»
Предполагаемые результаты:
• знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
• повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Форма представления проекта – презентация.
Актуальность
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУ и семьи.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.
К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями - дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т. д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок (город, край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.
Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:
-само здание, стены и крыша над головой,
-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.
-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа,
-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло,
-своё личное пространство.
А под положительно насыщенным образом родного дома, мы понимаем: положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей, часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом доме.
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1. Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.
2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
4. Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Без корня и полынь не растёт». В ходе бесед среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении.
Описание проекта «Без корня и полынь не растёт»
Подготовительный этап.
Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучение семей и составление социального паспорта на каждого ребенка.
Наибольший интерес вызвали следующие методические пособия:
1. Майданкина Н. Ю., Ковардакова М. А. «Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста»
В монографии раскрыты сущность и специфика правового воспитания и правовой культуры на начальных этапах становления личности, выявлены ее критерии и уровня развития, определены принципы и содержание работы.
2. Кондрыкинская. Л. А. «С чего начинается Родина»
(Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т. к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.
3. Данилина Г. Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России»
Пособие для реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан» Предложена методика изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русских традиций и т. п. — в процессе интегрированных занятий, включающих все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Приведены подробные конспекты занятий, разработанных на основе многолетнего опыта работы автора и коллектива одного из детских садов г. Подольска.
4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т. д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
5. Шорыгина. Т. А. «Родные сказки».
В пособии рассказывается о значимости таких понятий, как семья, большая и малая Родина, народные традиции и обычаи, в доступной форме передаются знания о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится отечество.
6. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Пособие для педагогов и родителей.
В пособии представлены методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей и родословной, а также конспекты занятий. В приложении даны теоретические материалы для педагогов по истории семьи, по практической генеалогии (составлению родословной).
7. Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Методическое пособие для ДОУ.
Методическое пособие комплексно представляет основные содержательные линии нравственного, патриотического и умственного воспитания детей от 3 до 7 лет. Оно призвано помочь педагогу развить представления детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории, культуре, роли в техническом прогрессе.
Каждое из этих пособий направлено на решение задач патриотического воспитания. Изучая специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме патриотического воспитания, мы пришли к выводу, что в ней имеется достаточно большое количество специальных уроков, занятий по патриотическому воспитанию детей, разработанных и предложенных специально для работы с дошкольниками.
Основной этап
Затем провели несколько встреч с родителями, анкетирование и родителей и опрос детей. В результате выявили их знания о своей семье. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность: составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Любимая сюжетно – ролевая игра среди детей «Семья». Детям очень нравится быть в роли «папы» и «мамы», где они могут кормить, мыть и качать.
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе».
В группе проведен ряд занятий по темам: «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», открытое занятие «Семья – начало всех начал» и др.
Совместно с родителями реализовали художественно – творческие проекты: «Герб семьи» и «Генеалогическое древо».
Разработаны тематические консультации и памятки для родителей «Как создать родословную своей семьи», «История моей семьи», «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Искусство быть родителем», «Как воспитать маленького патриота».
Совместно с родителями были составлены рассказы «Я и моя семья», «Очень бабушку свою, маму мамину люблю!»
Вместе с детьми:
• Рассматривали фотографии
• Рисовали, лепили, делали аппликации
• Читали художественную литературу
• Учили стихи и песни
• Составляли рассказы о семье
• Играли в народные игры, театрализованные игры
Рефлексия с детьми:
Как ты выполнял работу?
Как ты действовал?
Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?
Что у тебя получилось лучше (хуже?
Что ты узнал нового?
Чему научился?
Безусловно, данная работа требовала больших усилий в плане сбора информации. Но оказалась, что данная работа увлекла все семьи. Особенно понравилось всем составлять родословная своей семьи. Дети вместе с родителями дома составляли генеалогические древа. Придя в детский сад, дети рассказывали не только о маме и папе, но и о бабушках, дедушках. Особенную гордость испытали дети, что нашли фотографии и могут рассказать о прабабушках и прадедушках, их славном прошлом.
В течении года с дошкольниками нашей группы велась систематическая работа, имеющая целью повышения уровня сформированности знаний о семье, родственных отношениях, семейных традициях и т. д. Главными путями реализации задач повышения уровня патриотического воспитания дошкольников являются занятия; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Процесс познания находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают понятие патриотизма через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Таким образом, работа по формированию патриотических чувств у ребенка включает в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об исторических событиях прошлых лет, формирование чувства любви к Родине, к своей семье, её традициям.
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность); данные качества являются составляющей патриотического воспитания личности
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам
Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи строилась на основе единства в воспитании детей, которое достигается в том случае, когда его цели и задачи хорошо известны как воспитателю, так и родителям; взаимодоверия между воспитателем и родителями, доброжелательного отношения их друг к другу; взаимопомощи в совместной работе по воспитанию детей; изучения и пропаганды лучшего опыта совместного воспитания среди широкого круга родителей. Успешное решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии взаимодействия дети-родители-воспитатели, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направ-лению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общественными организациями и учреждениями поселка.
Заключительный этап
В основу реализации проекта были положены следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме семья, родословная семьи, традиции семьи, родной дом;
• принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;
• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
3. Сравнительный анализ мониторинга качества освоения образовательной программы по ОО «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»
Начало года: В результате проведения исследования в начале года было выявлено, что большинство, а именно 21 дошкольников – 87,5% данной группы имеют средний уровень знаний по данной теме. Высокий уровень наблюдается у 2 ребенка 8,5 % группы. Низкий уровень выявлен только у 1 человека группы, что составляет 4% от всех участников исследования.
По результатам проведенной работы с детьми можно сделать следующие выводы:
Дети знают и уверенно называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек.
Дети знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка.
Дети понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности.
Проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. Стараются проявлять волевые качества.
Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Проявляют интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).
Имеют элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.
Отчёт по проекту.
По патриотическому воспитанию дошкольников на тему: «Без корня и полынь не растёт» мы использовали такие методы и приемы:
• Беседы о семье, родственных отношениях, роде и родословной;
• Чтение и рассказывание устного народного творчества, классической литературы, размышления о прочитанном;
• Разнообразные игры (пальчиковые, дидактические, подвижные, настольно-печатные);
• Демонстрационные материалы, отражающие общие представления о семье;
• Рассматривание репродукций картин, отражающих семейные понятия;
• Совместные досуги и праздники;
• Выставки, конкурсы.
Изучая материал по вопросам патриотического воспитания дошкольников, мы сами были очень заинтересованы этой темой. Информацию черпали из педагогической и специальной литературы, журналов, сети Интернет. Материал оказался для нас занимательным, мы сами узнавали много нового, наверное, поэтому нам удалось заинтересовать детей и родителей этой проблемой. Анализируя результаты проходящей работы, можно делать выводы о том, что интерес родителей к тому, как проводят время их дети в детском саду значительно возрос. Некоторые родители с азартом включились в сбор материала, оказывали активную помощь в реализации проекта. Еще более отрадным явилось то, что дети сами подключают родителей к поиску, активизируют их, заставляют искать и приносить в группу необходимый материал, участвуют сами в поиске.
В результате проделанной работы были организованны вернисажи детско-родительских работ «Герб семьи» и «Моя родословная», подготовлена презентация «Герб и генеалогическое древо»