Ольга Ткачёва
Проект по образовательно-познавательному развитию детей раннего дошкольного возраста «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №108» г. Сыктывкара
Проект по образовательно – познавательному развитию детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет)
Вторая группа раннего возраста
Авторы проекта : воспитатель Ткачёва О. Ф.
Сыктывкар, 2017
Пояснительная записка
Публикация «Проект по образовательно-познавательному развитию детей раннего дошкольного возраста „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: ранний возраст важный этап в воспитании внима-тельного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружаю-щий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и развивать восприятие окружающего мира. Благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных (лиса, волк, медведь, заяц) в зимний период, т. к. дети не имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших ле-сов; о том, как они готовятся к зиме в лесу.
Цель: формировать умения узнавать, называть и различать особен-ности внешнего вида и образа жизни животных, воспитывать бережное от-ношение к животному миру.
Задачи:
1. Обогащать представления детей о диких животных, образе жизни;
2. Учить узнавать детёнышей диких животных;
3. Развивать связную речь, пополнять пассивный и активный сло-варный запас детей;
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта : образовательно – познавательный.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
1. Описание и механизм реализации проекта
Формы организации проекта :
- Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях;
- Игровая форма занятий;
- Ознакомление с художественной литературой;
- Выставка детских работ;
- Подвижные игры;
- Хороводные игры;
- Развлечение;
- Самостоятельная детская деятельность;
- Игры: дидактические, словесные, настольные.
Ресурсы:
- материально-технические: помещение группы, музыкальный зал МА-ДОУ, мультимедийные установки, ПК;
- информационные: электронные образовательные ресурсы, образователь-ные, педагогические официальные сайты в сети INTERNET;
- нормативно-правовые: образовательная программа МАДОУ, комплекс-но-тематическое планирование образовательной деятельности.
Методы, используемые для реализации проекта :
- наглядные: дидактическое панно «Времена года с фигурками диких жи-вотных», иллюстрации по теме «Лесные жители», тематический альбом «Дикие животные», дидактические игры, презентационные материалы;
- словесные: беседы, чтение, рассказывание;
- практические: рассматривание, слушание, театрализованная постановка, продуктивная деятельность.
Этапы реализации проектной деятельности
Этап проекта Содержание
I этап
подготовитель-ный 1. Вызвать интерес у участников образовательных отно-шений.
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду.
3. Организовать работу с родителями.
4. Составить план, разработать НОД, итоговое меропри-ятие.
II этап
основной
1. Пополнение книжного уголка сказками, рассказами, стихами о диких животных.
2. Рассматривание иллюстраций в книгах о диких жи-вотных.
3. Чтение произведений о диких животных.
4. Беседа с детьми об отличии живого животного от иг-рушечного.
6. Создание картотеки с потешками, стихами, загадками, пословицами о диких животных.
7. Изготовление масок.
8. Изготовление дидактических игр.
III этап
заключительный 1. Выставка детских работ, оформленных совместно с воспитателем и родителями.
2. Итоговое мероприятие: развлечение с родителями «В гостях у сказки».
3. Презентация проекта «Дикие животные наших ле-сов».
IV этап Защита проекта.
План реализации проектной деятельности
ОО
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим: «Знакомство с Лес-ными жителями зимой», итоговое занятие «Колобок в гостях у лесных жителей».
Математика: «Построим мишке домик», «Выклады-вание ёлочек из треугольников для лесных жителей».
Конструирование из строительного материала «Теремок».
Дидактические игры: «Кто где живет?»; «Чей хвост?», «Чья мама?», «Кто лишний?», «Собери кар-тинку», «Чудесный мешочек», «Чья тень».
Беседа: «Как зимуют животные наших лесов?», рас-сказ – беседа «Дикие животные», «Жили - были …».
ОО
Речевое развитие Развитие речи : сказка Л. Н. Толстого «Три медве-дя», сказка «Теремок».
Чтение: «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова; А. Барто «Зайка», «Мишка»; Н. Пикуль «Лисий хвостик»; Л. Толстой «Три медведя», В Бианки «Лис и мышонок»; «Ой ты заюшка-пострел…» пер. с молд. И Токмаковой, Ч. Янчарский: «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.
Песенки, потешки, заклички: «Заинька, попляши», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Заяц Егор-ка…»
Словесно-дидактическая игра: «Какая лиса», «Мишка в гости к нам пришёл!».
Отгадывание загадок.
Рассматривание картин: «Лиса с лисятами», «Мед-вежья семья», «Волчица с волчатами», «Зайцы».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
ОО
Художественно-эстетическое
развитие Рисование : «Украсим тарелочку для мишки», «Угощайся, зайка!».
Лепка: «Миски для медведей», «Заборчик для те-ремка».
Музыка «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского, «Колыбельная для волчонка», «Концерт для зайки», «Пляска для лисички».
Слушание музыки: «Прогулка в лес» (музыкаль-ные партии Зайки, Мишки, муз. В. Витлина.
Музыкально-дидактические игры: «Теремок», «Кого встретил колобок?», «Зайцы».
ОО
Социально-коммуникативное развитие Пальчиковые игры : «Пальчики и зайчик», «Зайка мчится без оглядки», «Жил-был зайчик», «Лиса, ли-сонька», «Мама мишек будит рано», «Серый волк».
Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Волк и зай-цы», «Лиса и зайцы», «У медведя во бору».
Хороводные игры: «Заинька, погуляй», «Зайка бе-ленький сидит», «Игра с мишкой», «У медведя во бору…».
Сюжетные игры: «Зайка заболел», «Мишке при-шла посылка», «Магазин игрушек», «Медвежонок чинит автомобиль», «Покатаем волчонка на ма-шине», «Уложим лисичку спать», «Купаем зайку».
ОО
Физическое
развитие Проведение утренней гимнастики: игра-зарядка «Заячья зарядка».
Занятия по физическому воспитанию с элемента-ми сказок
Физкультурные минутки: «Зайка», «Веселые зайча-та», «Медвежата», «Волк», «Мишка вылез из берло-ги»
Работа со специалистам музыкальным руководителем Романова Н. В.
- Разучивание песни «Зайка» музыка В. Карасевой, слова Н. Френ-кель;
- «Спи, мой мишка» музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского;
- Игра-забава «Весёлый мишка», музыка и слова Е. Д. Макшанце-вой;
- Игра - детская забава «Мишутка пляшет» слова и музыка Е. Д. Макшанцевой;
- Пение песенки про лисичку;
- Слушание «Стукалка» украинская народная мелодия, обр. Г. Фри-да
Работа с родителями
- Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала по данной теме.
- Организация выставки книг о диких животных.
- Для театрализации родители создали: пальчиковый театр «Тере-мок», теневой театр «Заяц и лиса», маски.
- Сделали многофункциональный макет «Лес».
- Родители для детей показали сказку «Теремок».
Конечный продукт проекта
- Презентация проекта «Дикие животные наших лесов».
- Макет «Лес»
- Развлечение с родителями «В гостях у сказки».
Ожидаемые результаты:
- Дети будут уверенно узнавать диких животных и их детенышей;
- У детей появится интерес к диким животным;
- Сформируется заботливое, чуткое, внимательное отношение к диким животным;
- Расширится представление об особенностях диких животных (волк, лиса, заяц, медведь, и их образе жизни;
- Обогатится речь детей.
Критерии оценки результата проектной деятельности
Критерии Начальный результат Итоговый результат
Знают и называют диких животных (заяц, лиса, волк, медведь) и их де-тёнышей (зайчонок, лисёнок, вол-чонок, медвежонок). 16% 85%
Знают, чем питаются дикие живот-ные зимой. 35% 100%
Знают условия, где живут дикие животные зимой. 25% 100%
Сформировано заботливое, береж-ное отношение к диким животным 16% 100%
Транслируемость проекта
Данный проект может быть использован для детей младшего возрас-та (2-3 года, осваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного возраста, воспитателей, реализующих ООП ДО в группах общеразвивающей направленности.
Данный проект используется на уровне МАДОУ, размещён в элек-тронной накопительной папке МАДОУ.
Выводы:
В результате проектной деятельности у детей имеются представления о внешнем виде диких животных (заяц, лиса, волк, медведь, их повадках, питании.
В словарном запасе детей имеются такие понятия, как окраска, раз-мер, детеныш, слова признаки (заяц - пушистый, быстрый, мягкий, трус-ливый; лиса – хитрая, рыжая, пушистая; волк – зубастый, серый; медведь – большой, косолапый).
Наблюдается познавательный интерес к диким животным нашего края.
Закрепились формообразующие умения при работе с пластилином, приемы рисования кистью.
В результате проектной деятельности дети знают и поют песенки о зайце.
Работа над проектом еще более сплотила наш коллектив: родителей, детей, воспитателей, специалистов.
Используемая литература:
1. «От рождения до школы» ООПДО/под ред. Н. Е. Вераксы,.- М. : Мозаика- Синтез, 2016. – 368 с.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Первая младшая группа / авт. -сост. О. П. Вла-сенко [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 292 с.
3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе. Конспекты заня-тий. - М. : Мозаика- Синтез,2007. – 48 с.
4. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» - М. : Мозаика- Синтез,2009. – 56 с.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. Вторая группа раннего возраста. - М. : Мозаика- Синтез,2016. – 120 с.
6. Л. Е. Белоусова. Ура! Я научился! сб. игр и упражнений для школьников: метод, пособие для воспитателей ДОУ. СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 140 с.
7. Лысаков В. Г. «1000 загадок». «АСТ», 2017. – 320 с.
8. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до трех лет». Ярославль: Академия развития. 2007. – 73 с.
9. М. Ю. Картушина. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет». М. : ТЦ Сфера, 2010. — 128 с
10. Тимофеева Т. Н. «Подвижные игры с детьми младшего дошколь-ного возраста». М. : Просвещение, 1986. – 67 с
11. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М. : Карапуз, 2009. — 144 с.
12. Т. Ткаченко. Использование физкультминуток для развития мо-торики у дошкольников. // Ж. Дошкольное воспитание