наталья кринько
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
систематизировать знания детей о жизни диких животных;
упражнять в образовании прилагательных,согласовывая их с существительными;
обогащать словарный запас детей, развивать связную, грамматически правильную речь;
формировать умение составлять рассказ описательного характера,
воспитывать бережное отношение к природе;
закреплять навыки самоконтроля за речью.
формировать чувство сплоченности в ходе коллективной работы.
Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры за работу на уроке.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарь : животные- хищники, животные - травоядные.
Ход занятия
Организационный момент.
СЛАЙД№1
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь!
СЛАЙД№2
Белые шапки
На белых берёзах,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому лесу
На лыжах бегу.
Воспитатель:
О каком времени года этот отрывок из стихотворения?
Дети : Это стихотворение о зиме.
Воспитатель: А как называются зимние месяцы?
Дети: ,декабрь, январь, февраль.
Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес! А для того чтобы туда попасть нам необходимо произнести волшебные слова,закрыть глаза и прокрутиться вокруг себя.
Чистоговорка
МА - МА – МА - наступила вновь зима
РА – РА – РА – снежная гора
ВО – ВО – ВО – снежное волшебство
ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму
(после того как дети произнесли слова и прокрутились вокруг себя под музыку появляется ЗИМА).
СЛАЙД№3 (ЩЕЛЧОК «МЕЛОДИЯ «ЗИМНИЙ ЛЕС»)
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: В какой лес?
Дети: В зимний лес.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете,что в зимнем лесу происходят чудеса! Ой, посмотрите, что здесь лежит! Да это же письмо! Давайте посмотрим от кого оно (снежинка№1 с письмом)
Письмо.
Это я, старичок-Лесовичок, наблюдаю за вами незаметно. И приготовил для вас много интересного. Выполните мои задания.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу!
Дети: В лесу не нужно ломать веток, нельзя мусорить, нельзя разводить костры, не нужно пугать животных.
Воспитатель: Правильно. Вижу, что вы все знаете, значит, можете смело гулять по лесу
Воспитатель: Нам пора в путь. А вот на чем мы отправимся в лес, вы узнаете, отгадав загадку.
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
Дети: это лыжи.
Воспитатель: Ребята, вставайте друг за другом и произносите вместе со мной.
Дети встают друг за другом и идут по залу, имитируя ходьбу на лыжах.
(фон музыка ходьба на лыжах на слайде№3)
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Воспитатель :Как здесь красиво в лесу! В каждом лесу живут лесные животные.
Воспитатель: Как можно назвать животных живущих в лесу?
Дети: Дикие животные или звери.
Воспитатель :почему дикие?
Дети: Это животные, о которых не заботятся люди, им очень трудно жить, их нельзя обижать, им нужно помогать, подкармливать.
Такие животные называются дикими.
А кто именно живет в нашем лесу, вы узнаете, отгадав загадки, а отгадку разделить на слоги.
1. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенек,
Промелькнул, как огонек?
Дети : Это белка. СЛАЙД№4
В слове бел-ка 2 слога.
2. Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Дети :Это еж. СЛАЙД№5
В слове еж 1 слог
3. Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный?
Дети :Это волк. СЛАЙД№6
В слове волк 1 слог.
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса,
А зовут ее ….
Дети: Лиса. СЛАЙД№7
В слове ли-са 2 слога.
5. Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору?
Дети: Это Заяц. СЛАЙД№8
В слове за-яц 2 слога.
6. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, по вьюжный вой,
Спит в берлоге снеговой?
Дети: Это Медведь. СЛАЙД№9
В слове мед-ведь 2 слога.
Появляется Баба-Яга. (Щелчок на слайде №9 мелодия»выход бабы – Яги)
Б. Я. :ОХ-ОХ-ОХ! Кто тут в моем лесу хозяйничает? Кто тут моих зверей лесных беспокоит? Ох, я вам сейчас задам! Вот вам медведь
Д/и «Несуществующее животное?»
На экране появляется медведь с ушами зайца, хвостом лисы, лапами волка.
Воспитатель: Это что за чудо-юдо? Ребята, посмотрите, что это за животное? Это разве медведь?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что у него уши не медведя, а зайца.
Хвост не медведя, а лисы.
Лапы волка, а не медведя.
Воспитатель: Вот,Баба-Яга,настоящий медведь!
Б. Я. : Ой, ладно! Все то они знают, все то они умеют! А у меня вот еще какое задание для вас! вот вам геометрические фигуры. А сможете ли вы собрать животных из геометрических фигур, медведя и лису.
Давайте разделимся на две команды и соберем животных. (медведь и лиса)
Воспитатель: Вот, Баба-Яга,посмотри на своих животных.
Б. Я. : Ой, и, правда справились!
Б. Я. :И каких фигур состоит лиса?
Дети: Лиса состоит из треугольников и овалов.
Б. Я. : Сколько треугольников вам понадобилось?
Дети: Нам понадобилось 7 треугольников.
Б. Я. : Сколько вам потребовалось овалов?
Дети: Нам потребовалось 2 овала.
Б. Я. : :из каких фигур состоит медведь?
Дети: медведь состоит из квадрата и кругов.
Воспитатель: Сколько квадратов вам понадобилось?
Дети: Нам понадобился 1 квадрат.
Воспитатель: Сколько кругов?
Дети: Нам понадобилось 9 кругов.
Б. Я. : Вот это да! Ну я вам сейчас задам!
Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас возьмем снежинки, подуем сильно и вся земля покроется снегом. А бабу –Ягу наш ветер унесет восвояси.
Снегопад
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные снежинки (бабочки, птицы и т. д., размер 3х5 см.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой снежинке привяжите нитку длиной 15 см, нитки прикрепите к картону на некотором расстоянии друг от друга.
- Смотри, какие красивые снежинки! Помоги покружиться им в воздухе (взрослый дует на снежинки) Смотри, закружились! Теперь ты попробуй подуть. Ребенок стоя дует на снежинки. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Воспитатель: А мы продолжаем свой путь дальше. Дети встают друг за другом и идут по залу, имитируя ходьбу на лыжах.
(фон музыка ходьба на лыжах на слайде№10)
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Воспитатель: Вот задание Лесовичка. Снежинка№2
Воспитатель: Про диких животных в старину складывали много сказок. Давайте с вами угадаем из какой сказки иллюстрация?
На экран появляется иллюстрация из сказки,а дети должны отгадать из какой.
слайд №11
Дети :Эта иллюстрация из сказки «Теремок»
слайд №12
Дети: Эта иллюстрация из сказки «Три медведя»
слайд №13
Дети: Эта иллюстрация из сказки «Рукавичка.»
слайд №14
Дети: Эта иллюстрация из сказки «Волк и лиса»
Воспитатель: Вот задание Лесовичка. В этом задании говорится о том,что мы должны изучить новую сказку.
Снежинка№3
Воспитатель : а сегодня я вас познакомлю с новой сказкой Л. Н. ТОЛСТОГО «Волк и белка».
слайд №15
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
слайд №16
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
слайд №17
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Беседа по прочитанному :
Воспитатель: Про кого эта сказка?
Дети: Это сказка о белке и волке.
Воспитатель: Что произошло с героями сказки?
Дети: Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка, волк вскочил и хотел ее съесть.
Воспитатель: Почему волк решил, что белки всегда веселы?
Дети: Потому что они всегда прыгают, играют, резвятся.
Воспитатель: Отчего белки веселы, а волку, всегда скучно? Как говорится об этом в сказке?
Дети: Потому что он злой и голодный ему злость сердце жжет.
Воспитатель: В сказке белки веселые, добрые, а какой волк?
Дети: Волк всегда скучный и голодный.
Воспитатель : Чему учит нас эта сказка?
Ответы детей.
Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»
Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.
Лиса (какая)— рыжая, хитрая.
Заяц (какой)— трусливый, робкий.
Медведь (какой)— неуклюжий, косолапый.
Белка (какая)— проворная, быстрая.
Волк (какой)— серый, страшный.
Ёж (Какой)— колючий, хитрый.
Лось (какой)-большой, рогатый.
Воспитатель: А мы продолжаем свой путь дальше. Дети встают друг за другом и идут по залу, имитируя ходьбу на лыжах.
(фон музыка ходьба на лыжах на слайде№18)
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Воспитатель: Вот и следующее задание старичка-Лесовичка,снежинка №3.
Воспитатель :А сейчас придумаем рассказ о животном, которое выпадет на кубике.
Дети кидают кубик и составляют рассказ о животном, которое на нем выпадет.
Волк,заяц, медведь, еж, лиса, белка.
Дети:
Волк дикое, хищное, животное. Обитает в лесу. Тело волка покрыто шерстью. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. Дети у волка- волчата. Живет волк в логове. Питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это его прозвали «санитаром» леса.
Заяц дикое животное, травоядное. Обитает в лесу. Тело зайца покрыто шерстью. У зайца маленькая голова, длинные уши задние лапки длиннее, а передние – короткие маленький пушистый хвостик. Дети зайца- зайчата. Живет под кустом. Питается травой, корой, молодыми ветками.
Лиса дикое, хищное, животное. У лисы круглая голова, толстая шея, длинная морда, острые уши. Лапы тонкие,хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Тело лисы покрыто шерстью. Дети лисы- лисята. Живет лиса в норе. Питается зайцами и мышами.
Еж дикое,хищное животное. Обитает в лесу. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвост. Тело ежа покрыто жесткими колючками. Детки ежа- ежата. Живет еж в норе. Питается ягодами, фруктами, мышами.
Белка дикое,травоядное животное. Обитает в лесу. Тело белки покрыто шерстью. У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах, большой пушистый хвост. Детки у белки- бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Живет в дупле. Она питается грибами, орехами, шишками.
Д/И»Кто чем питается?
А для следующей игры нам необходимо разделиться на две команды :
1команда- «Травоядные»
2команда –«Хищники»
Вы должны взять с доски картинку животного и положить на свой стол, а затем выбираете картинку, на которой нарисована пища для животного. Команда которая раньше справится с заданием- победила.
Фон музыка»Эстафетная» по щелчку
Воспитатель : Молодцы, ребята!вы справились со всеми заданиями Старичка-Лесовичка! А вот в этом сундучке она просила вам передать подарки от него!
слайде№19
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что мы делали в зимнем лесу?
Что больше всего понравилось?
Пришло время возвращаться обратно.
Закрываем глаза и повторяем слова:
ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу
ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы
ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой
(после того как дети произнесли слова и прокрутились вокруг себя под музыку оказались в детском саду).